Александр Аникеев: «Защитить тех детей, которые сдают экзамен честно»
Министр образования Калужской области рассказал о ЕГЭ-2015, посменной учёбе и зарплатах учителей.
— Совсем недавно прозвенел последний звонок для 700 тысяч российских школьников. Сколько из них калужан?
— В этом году в Калужской области 11-е классы оканчивает примерно четыре с половиной тысячи школьников. По опыту прошлых лет можно сказать, что около 80% из них будут поступать в вузы.
— Куда предпочитают поступать калужские выпускники?
— Часть детей едут поступать в Москву, Санкт-Петербург, в другие города… Сегодня калужские вузы предоставляют очень хорошие возможности для образования, поэтому многие калужане выбирают их.
Активно модернизируется наш Госуниверситет, меняется ситуация в Калужском филиале МГТУ им. Баумана. Однако и не столь крупные наши вузы, такие как филиалы Финансовой академии, Правовой академии, Тимирязевской академии тоже дают образование хорошего качества.
— У Единого госэкзамена с самого начала появилось множество как сторонников, так и противников. К какой категории относитесь вы?
— Я являюсь последовательным сторонником ЕГЭ. Наш регион был одним из первых в России, где почти 13 лет назад Единый государственный экзамен начал проводиться сначала в форме эксперимента, а затем и в штатном режиме.
Кроме того, я считаю, что оценивать плюсы и минусы тут должны профессионалы. А они прекрасно понимают, что ЕГЭ имеет два принципиальных преимущества по сравнению с традиционным экзаменом.
Первое — это высокий уровень объективности в оценке подготовки выпускников. Второе — благодаря переходу на Единый госэкзамен возможности для поступления в ведущие вузы страны для выпускников из крупных городов и провинции практически сравнялись. Это говорит о том, что ЕГЭ делает высшее образование более доступным для всех россиян.
— Какие изменения внесены в условия ЕГЭ в этом году? С чем они связаны?
— Из основных новшеств этого года — разделение экзамена по математике на два уровня: базовый и профильный. Мы провели анализ, и оказалось, что количество детей, которые выбрали первый и второй уровень, примерно одинаково.
Второе крупное изменение — это введение в ЕГЭ по иностранному языку раздела «Говорение». Впервые иностранный язык дети будут сдавать, не только отвечая на письменные задания, но и путём записи устного ответа на аудионоситель.
Из экзамена по русскому языку убрана тестовая часть — с выбором вариантов ответов.
В этом году поменялись и сроки проведения экзамена. Фактически он начинается в начале декабря, когда школьники пишут сочинение, являющееся допуском к ЕГЭ. Затем в марте начинается досрочный период. Если раньше выпускники прошлых лет сдавали экзамен в июле, то теперь они могут сдавать его как в досрочный, так и в основной период. Последний, так называемый резервный день ЕГЭ в этом году — 26 июня.
— Единый госэкзамен сейчас — очень сложный в техническом плане процесс. Какие нововведения ожидают выпускников в этом году?
— Как и прежде, все классы оборудованы металлодетекторами. Однако в этом году впервые все аудитории, в которых дети будут сдавать экзамены, оснащены камерами видеонаблюдения, которые работают в режиме онлайн.
На специальном сайте члены Государственной экзаменационной комиссии и общественные наблюдатели будут иметь возможность контролировать ход экзамена в любой аудитории.
Мы делаем всё для того, чтобы экзамен был максимально безопасным и предельно честным. Для нас как для организаторов очень важно, чтобы ЕГЭ показал абсолютно честный, адекватный результат работы каждого школьника.
— Традиционно считается, что учитель — одна из самых социально незащищённых профессий. Насколько это соответствует современным реалиям?
— С 2007 года, когда мы начали проект модернизации образования, до настоящего времени средний уровень заработной платы педагогов школ вырос в 3,4 раза. Подобных темпов роста у нас не было ни в одной отрасли. Сейчас средний уровень зарплаты учителя соответствует среднему уровню в экономике региона — эта норма зафиксирована в Указе Президента России.
Другая сторона — это субъективное восприятие учителем своего материального статуса. Если пять лет назад материальным положением был удовлетворён каждый двадцатый учитель, то сейчас — каждый пятый. По-этому в плане повышения
материального уровня педагогов у нас ещё большое поле деятельности.
Вслед за повышением зарплаты в лучшую сторону меняется и кадровая ситуация в школах. Я могу сказать, что сейчас у нас нет того критического состояния с учительскими кадрами, которое было ещё несколько лет назад.
— Некоторые школы в Калуге работают в две смены. При этом рождаемость растёт, активно ведётся квартальная жилищная застройка. Что дальше — три смены?
— Третья смена нам точно не грозит. Что касается двухсменки, то у нас по области во вторую смену обучается 8% учеников, по России данный показатель почти в два раза выше: 14%. Но проблему, безусловно, надо решать.
Застройщики при выделении им земельных участков берут на себя обязательства строительства социальных объектов, но очень часто эти обязательства нарушают. Поэтому данная проблема ложится на государство, и мы её, безусловно, будем решать.
Вслед за программой доступности дошкольного образования, когда мы сможем обеспечить местами в детских садах всех желающих, мы приступаем к школам. Как раз сейчас мы уже разрабатываем проекты школ, которые должны появиться в ближайшем будущем. Так что начиная с 2016 года нас ждёт активное строительство новых государственных школ.
— В начале этого года ваш приказ о популяризации Государственного гимна вызвал общероссийскую дискуссию. Какими соображениями руководствовались, когда готовили это решение?
— Такая дискуссия меня порадовала. Мы довольно часто звучим на всю страну, и наш опыт, к счастью, бывает востребован коллегами из других регионов.
Что касается приказа о популяризации гимна, то первая реакция была очень эмоциональной и в некотором роде незрелой. Мне кажется, что сначала стоило бы ознакомиться с самим текстом приказа, а потом уже высказывать о нём мнение, тем более что он был выложен для открытого доступа на сайте министерства.
Мы исходили из того, что воспитание гражданина требует в том числе и уважения к государственным символам. Соответственно, в этом приказе мы предложили школам ряд мер по патриотическому воспитанию. Подчёркиваю: положения эти рекомендательные. Но мы надеемся, что школы поддержат нашу инициативу.
Куда можно позвонить по поводу Единого государственного экзамена
«Горячая линия» ЕГЭ Калужской области: (4842) 53–99–97.
Министерство образования и науки Калужской области:(4842) 71–93–43.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: +7 (495) 984–89–19.
Общественная палата РФ: 8–800–700–83–63.