Алексей СТРЕЛЬЦОВ: «Гусеницы в Лаосе вкусные, а пауки мне не нравятся»
Такого богатства живой природы, как в тропиках Юго-Восточной Азии, нигде в мире больше не найдёшь. В России тропиков нет, зато есть мощная научная школа. Объединить эти два потенциала десять лет назад решил профессор кафедры ботаники и экологии Калужского госуниверситета, доктор биологических наук Алексей СТРЕЛЬЦОВ.
Власти Лаоса и Камбоджи охотно откликнулись на это предложение, ведь своих учёных такого уровня в этих странах просто нет. С 2004 года сюда из Калуги было направлено уже восемь научных экспедиций. В конце прошлого года с полевой практики из Юго-Восточной Азии вернулась очередная группа студентов и преподавателей КГУ. Наш разговор с профессором Стрельцовым — об этих далёких странах.
— Алексей Борисович, почему вас заинтересовал именно этот регион?
— Юго-Восточная Азия — рай для биолога, тем более того, кто занимается энтомофауной и герпетофауной. Там едва ли не на каждом квадратном метре можно найти множество интересных экземпляров. Природа этого региона завораживает. Тропические леса, прекрасные водопады, огромные пещеры с подземными реками никого не оставят равнодушным.
— Но в туристических каталогах эти страны найти сложно…
— Туристическая инфраструктура там довольно развита. Тут и маршруты по рекам, и путешествия по пещерам, в том числе — на лодках, и экскурсии по местным достопримечательностям — дворцам, храмам и т.д. Много туристических магазинчиков, а в старой столице Лаоса Луангпхабанге есть даже большой ночной рынок для туристов. Самый распространённый национальный сувенир — опиокурильница (раньше курение опиума было там распространено, теперь же это просто сувениры). Туристы в основном из Японии, Франции, Кореи. А вот россияне, действительно, почему-то обходят вниманием эти страны. И совершенно напрасно.
— У обычного человека эти места ассоциируются в основном со змеями…
— Ничего подобного! Змеи есть, но их немного. В основном там много ящериц. Особенно интересны гекконы. Это ящерицы, живущие рядом с человеком, преимущественно в городах. Они, можно сказать, санитары азиатских городов. Где человек — там свет, а на него налетают насекомые — пища гекконов. С одной стороны, выходит, что люди помогают этим ящерицам с пропитанием. А с другой — гекконы поедают насекомых, которые больше всего досаждают в городах.
Этот вид ящериц местные жители берегут, они там повсюду: свободно бегают по стенам в домах, их можно встретить даже в машине. Во время своих экспедиций мы открыли несколько новых видов гекконов.
— Вы открываете новые виды?
— Конечно! Мы возвращаемся из экспедиций не с пустыми руками. За месяц собираем до восьми тысяч различных экземпляров флоры и фауны. Среди них, как правило, оказывается 3–4 неизвестных науке вида. Мы их изучаем, описываем и передаём данные в Российскую академию наук.
Кроме того, это бесценный опыт для студентов, которые знакомятся с тропическими экосистемами, учатся жить и работать в тесном коллективе, зачастую — в экстремальных условиях. Нередко именно после такой практики они убеждаются в правильности выбора профессии.
— Как к вам относятся местные жители?
— Лаосцы вообще очень радушные люди, а к русским относятся особенно тепло. Вот американцам местные жители бомбардировок не забыли, те предпочитают путешествовать по наезженным туристическим маршрутам. Мы же лазаем в самых непроходимых местах, ночуем в обычных крестьянских деревнях — и везде к нам относятся очень хорошо. Часто только удивляются: зачем это белые люди такое внимание уделяют каким-то букашкам.
— Расскажите о кухне. Она, наверное, очень специфическая…
— Специфика кухни этих стран — обилие свежих соков из тропических фруктов. Яблоки и виноград здесь не растут. Зато папайя, бананы, рамбутан, ананас, манго стоят копейки. В некоторых местах ветки бананов вообще подвешивают, чтобы любой желающий брал бесплатно.
Кухня очень острая, местные жители спокойно едят жгучий перец, который наш человек даже надкусить не может. Основа питания — суп с лапшой. А вообще там в пищу идёт всё — даже насекомые и водоросли. Очень вкусные личинки шершней и жареные гусеницы. А вот кузнечики и пауки пресные — мне не нравятся. Из речных водорослей лаосцы делают какое-то подобие чипсов.
Интересно и то, что местные жители не готовят дома. Еда в большом разнообразии готовится прямо на улице. Тут и рыба, и птица, и различные овощи, и травы — всё это жарится в больших котлах. Такой себе натуральный фастфуд. И стоит все очень недорого — там на 100 долларов можно месяц нормально жить.
— Скажите, а студенты из Лаоса и Камбоджи ездят в Калугу?
— Да, сейчас у нас учится двое студентов из этих стран. И это тоже результат нашей работы.