Когда жена Паустовского купила дом в Тарусе, писатель был в шоке

Опубликовано: 19.05.2023 20:00 0 4027
Когда жена Паустовского купила дом в Тарусе, писатель был в шоке

Продолжаем цикл статей об истории Калуги и области.

Напомним, каждую пятницу в 20:00 мы публикуем исторические очерки о нашем городе, известных земляках и их судьбе.

Все исторические публикации можно посмотреть в разделе История Калуги.

31 мая 1892 года родился писатель Константин Паустовский. 11 лет он прожил в Тарусе.

Несколько раз приезжал Константин Георгиевич и в Калугу.

Пугающе вспыльчива

Дом в Тарусе в апреле 1955 года приобрела третья жена Паустовского Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова. Покупка была совершенно случайной. Татьяне Алексеевне вообще была свойственна спонтанность.

Друг семьи, кинодраматург, сценарист Николай Оттен описывал жену Паустовского так: «Она никогда не гналась за модой, не болела «вещизмом», но умела любое убогое жилище, в какое её загоняла судьба, сделать жилым и даже красивым.

Она была щедра, гостеприимна, безудержна в поступках и пугающе вспыльчива. В тридцатые годы, в недолгий период нежданного достатка, она купила дорогой сервиз.

Мы застали её за тем, что она палкой разбивала эту посуду; она сказала нам, что только дома поняла, до чего купленная посуда безвкусна, и что она боится, чтобы та не осталась с ней навсегда.

Под горячую руку могла выгнать за одну неловкую фразу ни в чём не повинного знакомого и могла, бросив всё, кинуться на край света, чтобы с утра до ночи ухаживать за почти посторонним, но одиноким человеком».

Падчерица Паустовского Галина Арбузова рассказывала, что знакомые Татьяны Алексеевны решили снять дачу в Тарусе и позвали её с собой. В Тарусе жена Паустовского стала искать жильё и узнав, что на окраине продаётся половина дома, тут же решили купить её.

Дом был старым, ещё дореволюционным, с маленьким комнатками. Хозяин честно предупредил, что полы сгнили, а окна надо менять, зато похвастался шикарной плантацией сортовой клубники.

Татьяну Алексеевну гнилые полы не смутили. Паустовский же, узнав об очередной выходке жены, сначала был в шоке. Но приехав в Тарусу, полюбил эти места, писал: «В Тарусе очень хорошо. Окрестности сказочные... места здесь чудесные... В Москву не тянет».

А местные жители, узнав, что в городе поселился известный писатель, подглядывали за ним в бинокль. 

 

 В Тарусе Паустовский много работал.

Падчерица писателя Галина Арбузова рассказывала:

- Константин Георгиевич вставал обычно в четыре утра, потому что его мучила астма, работал в своем кабинете. Летом уходил в сад в беседку.  Писал обычно от руки, потом перепечатывал на машинке. У него была установлена норма – 8 машинописных страниц каждый день.

Перезнакомился со всеми

В Тарусе семья Паустовского была счастлива. Татьяна Алексеевна сделала дом уютным. У каждого здесь появилась небольшая комнатка. Рядом с домом посадили сад, цветы, сделали беседку.

Николай Оттен вспоминал: «Как только стаял снег, Татьяна Паустовская приехала в своё новое владение. Первым делом она, к ужасу своих соседей, перепахала участок, уничтожив самый доходный огород Тарусы, а на его месте посадила деревья, кусты и главным образом цветы.

Свою половину дома - три крохотных комнатки, из которых одна была проходная, - она обставила скромно и уютно, а террасу застеклила и переоборудовала в столовую…

Паустовский сразу, или, как принято говорить, «с ходу», вошёл в жизнь Тарусы. Дело было не только в его удивительном умении выслушивать любого встречного, сразу располагать к себе людей и почему-то вызывать их на откровенность…

В первое же лето, проведённое в Тарусе, Паустовский близко перезнакомился с бакенщиками, паромщиками, лодочниками, «великим племенем рыболовов», профессиональными рыбаками из местной артели, да и с кузнецами, каменщиками, шоферами и многими колхозниками из близлежащих деревень.

Он быстро узнал и запомнил биографии местных людей, стал разбираться в хит­ро­спле­те­ни­ях родственных связей многочисленных Губиных, Шпагиных, Якушевых и других исконных тарусских династий.

А тут ещё в доме у Паустовских появилась помощница, многодетная мать, полная энергии и любознательности, каждый день снабжавшая Константина Георгиевича местными новостями. Паустовский прозвал её «Тарусатагеблат». И часто, пряча смех, сообщал: вот вам сегодняшняя экстренная сводка Наташи Тагеблат.

У Паустовского был серьёзный, деятельный интерес к местной жизни. Он горевал, глядя, как вырубается вековая роща по тарусскому берегу Оки, от речки Таруски до места напротив Поленова, как взрывают камень, оседает берег и на глазах мелеет река, исчезает в ней рыба.

Он не уставал повторять, что никто не может объяснить, почему город, через который идет высоковольтная линия, питающая энергией столицу и Московскую область, повержен в средневековую тьму.

Он не хотел мириться ни с бездорожьем, ни с заброшенностью Тарусы, с её беззащитностью. Он хотел превратить Тарусу в заповедник и сохранить эту «жемчужину русской природы» для будущих поколений.»

Семья Паустовского привела старый дом в порядок.

Город менялся

О Тарусе Паустовский опубликовал несколько статей, переживал за судьбу города. В 1956 году он писал: «У Тарусы есть своя слава. Издавна она была известна, с одной стороны, своими базарами, обилием хлеба, овощей и фруктов, яиц и битой птицы, с другой - красотой как самого города, так и его окрестностей. Эта вторая слава была сильнее первой…

Город обветшал. После революции в Тарусе не было построено ни одного дома, хотя сто двадцать семей рабочих и служащих ютятся в трущобах. Вот уже три года строится единственный трёхэтажный дом. Нет денег, нет материалов. Всё это достаётся с великим, непосильным трудом.

…больница без электрического света, пользоваться рентгеном нельзя, инструменты для сложнейших операций кипятятся на керосине. Единственная средняя школа помещается в трёх домах, тёмных и тесных, а учеников в ней - восемьсот человек. Пекарня выпекает вдвое меньше хлеба, чем нужно, и город иногда, особенно летом, сидит без хлеба.

Приходится привозить хлеб из Серпухова. Мусор валят где попало, нет средств вывозить его за город. Тучи пыли вздымаются на улицах во время ветра, как извержение…

Нравами Таруса похвалиться не может. Но это общая беда всех небольших городов. Милиция предпочитает вести себя уклончиво…О культурной работе трудно говорить, - на неё нет денег. Из ничего ничего не сделаешь.

Меня могут обвинить в том, что я выношу сор из избы. Да. Его давно пора вынести и сжечь, а не прятать под спудом и отравлять им жизнь талантливых и честных советских людей».

А в 1965-м Константин Георгиевич пишет, что ситуация меняется: «В городке, где была вопиющая тесность, сейчас уже построено семь домов с жилой площадью в 2000 квадратных метров.

Пробурено две артезианские скважины, построена водонапорная башня. Проведены по городу на четырнадцать километров водопроводные трубы. Родник, питавший Тарусу водой еще со времени Екатерины Второй, ушел на пенсию.

В городе построена высоковольтная трансформаторная подстанция мощностью в 6-5 тысяч киловатт. Теперь и город, и окрестные колхозы электрической энергией вполне обеспечены.

Построена новая гостиница, расширены бани и - что особенно важно для Тарусы - построена асфальтовая дорога из Тарусы в Калугу (до сих пор ездили в областной центр Калугу с огромным крюком - через Серпухов и Малоярославец).

Расширена больница, расширена знаменитая фабрика художественной вышивки. Строятся комбинат бытового обслуживания, книжный магазин, столовая, летние рестораны. Начинаются дальнейшие работы по благоустройству города…

Таруса закрепляет два новых своих лица - города художников и города отдыха. По левому берегу Оки будут построены пансионаты и летние лагеря. И отойдет в прошлое тот шуточный облик Тарусы, который дал ей, посмеиваясь, поэт Н. Заболоцкий:

Скучно жить в Тарусе
Девочке Марусе, -
Одни куры, одни гуси -
Господи Исусе!»

Кабинет писателя находился на втором этаже, откуда красивый вид на сад. Паустовский любил работать с открытым окном.

В Тарусе навсегда

В последние годы жизни Паустовский серьёзно болел, перенёс четыре инфаркта. В мае 1967-го ему присвоили звание «Почётный гражданин города Тарусы». А через год, 14 июля 1968 года, Паустовский умер в Москве в возрасте 76 лет. Похоронили его в Тарусе, как и завещал писатель.

В 2012 году «Калужской перекрёстк» писал отб открытии в Тарусе дома-музея Паустовского, тогда одна из местных жительниц рассказывала:

- Я ведь и похороны его помню. Тогда в седьмом классе училась. Народу собралось – весь город. Он ведь так много для Тарусы сделал. И водопровод при нем провели, и мост через Протву построили. Альманах «Тарусские страницы» он издал.

А сколько благодаря этому в Тарусу стало писателей приезжать и, между нами говоря, советских диссидентов.   

Дом-музей Паустовского в Тарусе находится на ул. Пролетарской, 2

Опубликовано: 19.05.2023 20:00 0 4027
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев