Калужанин Вячеслав Козлов: «Страха не было. Злость была на этих нелюдей, которые на горе людей пытались обогатиться»

10:00 13.05.2023
0 4568
Владимир Андреев. Фото из архива Вячеслава Козлова.
Читайте KP40.RU:

Заместителю председателя Совета ветеранов аппарата УМВД России по Калужской области Вячеславу Козлову 20 июля исполнится 79 лет.

Дата не круглая, но в столь солидном возрасте каждый день рождения повод вспомнить о человеке, всю свою жизнь посвятившем наставничеству. Ведь Президент России объявил 2023-й – Годом педагога и наставника.

Обычно, термин «наставник» применяют к людям, помогающим освоить какую-либо рабочую специальность. Однако, наставничество крайне необходимо и в сфере правоохранительных органов.

Такие люди в погонах, зачастую жертвуя высокими званиями и карьерой, тихо, не афишируя свой вклад, делают очень важное дело – помогают молодежи найти себя.

А мог плясать в ансамбле Александрова

- Вячеслав Иванович, как получилось, что вы выбрали службу в милиции?

- После школы я пошел учиться в калужское железнодорожное училище на кузнеца. Закончил я его в 1962 году. После окончания поработал немного на Машзаводе, а потом в вагонном депо. Занимался танцами в ансамбле клуба машзавода. Тогда я серьёзно занимался не только ими, но и боксом, борьбой. Не было времени на хулиганство.

Служба в Советской Армии расставила все по своим местам. Танцы пришлось отставить, борьбу принять. Мог, кстати, попасть в ансамбль имени Александрова. Мы с приятелем вместе призывались. Он попал, я – нет. Растяжка им моя тогдашняя не понравилась. Но я не огорчаюсь. Не жалею.

Срочную службу я служил в дивизии особого назначения, имени Дзержинского. В оперативном полку. В 1963 году меня призвали и три года, как полагается, отслужил.

- И после срочной пошли прямиком в милицию?

- Не совсем так. В 1966 году после срочной службы я хотел пойти работать в московский метрополитен. Но, приехал в Калугу, сыграл свадьбу и решил тут остаться. Пошел работать в милицию.

В калужскую милицию я пришел сразу командиром отделения. Четыре года работал в этой должности. Потом была школа милиции в Ленинграде, следственное отделение.

Практику проходил следователем, но поработать им мне суждено было. По окончании меня сразу взяли в учебный центр по подготовке младшего состава милиции. Я вел там пять дисциплин: криминалистику, огневую, самбо, спецтехнику и спецподготовку.

Помню, на огневой брали мишени, спускались в овраг за спичечной фабрикой и там стреляли. Работал с утра до ночи. 10 лет там отслужил, ушел уже в 1995 году.

Потом меня отправили в Барятино заместителем по оперативной работе райотдела. Через пару лет оставил работу там по семейным обстоятельствам и вернулся в Калугу. А такое не приветствовалось тогда, и, в общем, капитаном я ходил 15 лет.

Так бы на пенсию и ушел, если бы не начальник милиции общественной безопасности Калуги. Виктор Мелешкин мне в свое время говорит:

- Начальником пойдешь в приемник-распределитель, надо ж тебе уже майора получать.

Мои друзья уже полковниками тогда ходили. Пошел, дали майора. И в 50 лет я ушел на пенсию.

Мародеров ловили много

- Вам во время службы в армии дали грамоту на узбекском языке. Как такое вышло?

В 1966 году нас направили в Ташкент, там было землетрясение. Ужас – город практически полностью был разрушен. Мародеров было очень много, в основном приезжих. Как где что случается – туда едут преступные группы, чтобы поживиться на трагедии.

Нас направили следить за порядком и ловить этих мерзавцев-мародеров.

- Страшно было?

- Нет, страха не было. Злость была на этих нелюдей, которые на горе людей пытались обогатиться.

Дежурили мы по 12 часов в сутки. И вот однажды во время нашего патрулирования загорелась база с промышленными товарами и автомобилями. Командир дал команду разбивать стекла, откатывать машины. Мы выносили имущество, ценное. А там что – хватаешь, что еще не загорелось и выносишь. За это мне в Ташкенте присвоили звание старшина и выдали эту самую благодарность на узбекском языке.

Обстановка тогда в Ташкенте была очень напряженная. Один случай запомнился. Была там танцплощадка, мы там дежурили, чтобы драк не было. И случился инцидент один. Драка. Началось с того, что один из ростовских ребят принес девушку на руках и кричит, ее изнасиловали – смотрите, что они делают с нашими девочками.  И тут началась заваруха. И это не провокация была, инцидент был.

А у нас автоматы были, но без патронов. Я буквально накануне умудрился достать холостые, чтобы если что вдруг, хоть пугануть можно было. Досылаю патрон в патронник и стреляю в воздух. Начали разбегаться. Но за танцплощадкой снова драка. В общем, подняли школу милиции, военные приехали. Сумели тогда погасить конфликт. С трудом, но сумели.

На ковре

- Вас в Калуге помнят, как мастера-наставника по самбо. А официально на ковёр вы вышли в Ленинграде в начале 70-х. С нынешним президентом побороться пришлось?

- Нет. Он выступал за КГБ, а я – за МВД. Но все равно, встретиться в схватке у меня с ним не было шансов – он шел в весе до 62 кг, а я – до 78 кг. Но, вообще за «Динамо» я много раз выходил на соревнованиях. Когда вернулся в Калугу, тренировал ребят в спортзале на улице Веры Андриановой.

Много ребят прошло через тот спортзал. Потом, уже, когда служил в Барятино, организовал там секцию самбо. Сам ушел с ковра, когда стукнуло 50 лет.

- Сколько же за все годы вы обучили борьбе ребят?

- Тысячи курсантов. К борьбе тоже много ребят приобщилось. В советское время в Калуге во второй половине 70-х организовали турнир имени Циолковского. Он сразу стал знаменит в СССР. Несколько лет проводили его. Он имел статус мастерского. Приезжали на него спортсмены со всей страны, даже, по-моему, болгары как-то приехали.

Потом этот турнир забыли-забросили. В последние годы вновь пытаются возродить. Но проблема в том, что тогда были организаторы-энтузиасты: Кушнир, Борис Веселов… А сейчас нет таких. Некому за это взяться по-настоящему. Еще секции стали платные, а раньше же бесплатно все было. «Динамо», помню, даже экипировку бесплатно выдавало.

Это же было отличное подспорье пацанам перед армией, да и меньше по подворотням шастали.

- Не жалеете, что всю жизнь отдали обучению, наставничеству? А ведь могли бы и до генерала дослужиться…

- Ни в коем случае! Нисколько не жалею. У меня ведь теперь столько моих «крестников». Звонят, пишут, спасибо говорят. Это важнее звёзд на погонах.

Жаль, что теперь вся система изменилась. Вот не могу принять переименование милиции в полицию. Никак в голове не укладывается это. Милиция была создана для защиты жизни граждан и их имущества, а полиция – для защиты господствующего класса. Было бы здорово, если вернули бы старое название – милиция. Мне и форма сегодняшняя не нравится.

- Годы чувствуете?

- Морально – нет. Вот, честно, сказали бы мне сейчас: поедешь в СВО? Не задумываясь поехал бы. Но куда мне с протезами на коленках… Это все борьба. Хрящи стерлись напрочь.

Но я рад, что внук сейчас тоже форму надел. Он служит в Кремлевском полку. Может быть и дальше погоны будет с гордостью носить. Я уж ему, чем могу, обязательно в этом помогу.

Лента настроения
32 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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