$ 73.32 0.21
80.12 0.42

«Помогите своему ребенку раскрыться»

Опубликовано: 16.01.2013 14:56 0 2041
Даже двухлетний малыш должен иметь СВОЮ полочку со СВОИМИ книжками. Так считает писатель и журналист Марина Улыбышева, которая, кстати, работает над очередной детской книгой.

— Марина, просто беда какая-то: не хотят нынче читать современные люди, а тем более — дети! Ну разве что Интернет. А вот книги как-то популярностью пользуются все меньше и меньше. Совсем ведь пропадут! Ну, не дети, конечно. Книги… А вместе с ними — и дети!

— Детские точно не пропадут. Их продажи и сейчас вполне стабильны. Интерес к чтению во все времена то угасает, то возрождается. У нас в России нынче, можно сказать, бум на электронные книжки. А в Европе в равной степени популярностью пользуются и такие носители слова, и традиционные — бумажные. Несмотря ни на какие чудеса прогресса, у нас «не одно сплошное телевидение». Есть и театр. Так что будут и книги.

Сказки разные важны 
— И все же, как воспитать в ребенке любовь к чтению?

— Не очень нравится мне слово «воспитание», больше нравится слово «любовь». Любите книгу сами, и ваша любовь обязательно привьется детям. Только любить надо не абстрактно, а действенно: читать самим, читать ребенку. Но ни в коем случае не силком. Постепенно. Просто книги должны быть в доме. Обязательно. А у ребенка — своя отдельная полочка. Конечно, сначала вашего «почемучку» в книжках будут интересовать только картинки. Ну а дальше вам нужно будет приложить немного усилий, терпения и, может быть, даже хитрости.

— Детские психологи утверждают, что надо начинать с русских сказок. Это так?

— Сказки хороши любые — русские, африканские, болгарские… Сказки — это основа. Хотя взрослым они иногда кажутся нелепыми или неправильными. Но они несут в себе веками отшлифованный правильный культурный код, необходимый человеку. Почитайте ребенку, например, африканские сказки — заодно и сами получите огромное впечатление. 

Читайте и пересказывайте 
— А про хитрости можно поподробнее?

— Ну, я, например, своим опытом могу поделиться. Когда сыну было лет пять, я его интриговала — обрывала чтение на самом интересном и драматичном месте. Как бы появлялось неотложное дело. А раскрытую книжку ненавязчиво оставляла лежать на углу стола. На сына действовало. Конечно, вряд ли подобный эксперимент пройдет с первой или даже пятой книжкой. Но когда-нибудь наступит момент, когда ребенок устанет «ждать милости от природы» и возьмет книжку сам. И не бросайте читать вслух даже тогда, когда ваш ребенок научится читать самостоятельно. Мои опыты можно считать удачными. Сейчас сыну 20 лет, и он читающий человек.

— А как речь развивать? А то ведь бывает: все знает и молчит, как рыба об лед!

— Вот об этом я и хотела сказать тоже. Перед тем как продолжить чтение, ненавязчиво (как будто вы забыли) попросите ребенка напомнить вам содержание прочитанного. И сами вступайте с ним в диалог. Помогайте, подсказывайте, перебивайте даже. Если ребенок с детства привыкнет на слух воспринимать неадаптированный высокохудожественный текст, да еще сможет пересказывать услышанное, то его умственное развитие уже в третьем-четвертом классах окажется очень высоким. И вам будет кем и чем гордиться!

Неслучайные книжки 
 А приоритетные книжки какие-то можете посоветовать?

— Начиная с пяти-шести лет желательно приучать ребенка к историческим повестям для детей, таким как «Приключения первобытного мальчика», «Листы каменной книги», к рассказам о животных и сентиментальным повестям, например «Маленький лорд Фаунтлерой» Лидии Чарской… Но ни в коем случае не идите по пути прямых рекомендаций, давления. Пусть книжки появляются в доме «случайно». Хорошо, если это будет продолжение темы. Ребенку понравилась книга Киплинга про Рикки-Тикки-Тави. А теперь можно почитать Сетона-Томпсона про лиса Домино. А дальше — что-то более серьезное из мира животных.

Для детей сочинять интереснее 
— Марина, в большую литературу вы вошли как поэт. В этом году получили литературную премию за публицистическую книгу «Бедность и богатство», посвященную вопросам этики предпринимательства с точки зрения православного человека. А сейчас работаете над очередной, уже седьмой, по-моему, детской книгой прозы. Интереснее писать для детей или для взрослых?

— Не седьмой. Не считала, но, наверное, детских книг уже больше десятка. Интересно писать все. Просто дети — более благодарные читатели. Поэтому я их очень люблю. И иногда даже им считалочки сочиняю. Вот, например.

Про мальчишку с книжкой 
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Вышла птичка полетать.
Вышел ежик пофырчать.
Вышел дворник поворчать.
А мальчишка вышел с книжкой.
Ну, конечно, почитать!
Только птичка не летает.
Только ежик не фырчит.
Только зайчик не гуляет.
Даже дворник не ворчит.
Окружили все мальчишку.
Он им вслух читает книжку!

Наши дети очень талантливые, надо только помочь их талантам раскрыться! 



Больше всего поэт и публицист Марина УЛЫБЫШЕВА написала книжек для детей.
Автор: Александр ФАЛАЛЕЕВ.
Фото Виктора ЛАРИНА.
Опубликовано: 16.01.2013 14:56 0 2041
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев