Для появления культурного пространства нужно только желание
Нужны ли Калуге центры современного искусства? Поддерживать ли молодых художников, или они сами должны пробивать себе дорогу? Эти и другие вопросы создания калужского арт-пространства обсуждали участники «круглого стола» в пресс-центре Агентства «Комсомольская правда-Калуга».
Нужны ли Калуге центры современного искусства? Поддерживать ли молодых художников, или они сами должны пробивать себе дорогу? Эти и другие вопросы создания калужского арт-пространства обсуждали участники «круглого стола» в пресс-центре Агентства «Комсомольская правда-Калуга».
Светящиеся краски, вместо кисти — современные технические приспособления. Мелькание образов, тут же исчезающих или растворяющихся, перетекающих друг в друга. Таинство рождения искусства в сжатом, как сгусток энергии, временном отрезке попытался показать в пресс-центре Агентства «Комсомольская правда-Калуга» молодой калужский художник Борис Пономарев.
— Это зрелище, в котором нет темы, нет выраженной идеи, — утверждает искусствовед Владимир ОБУХОВ.
— Это импровизация, создание настроения. Вполне уместно для начала дискуссии, — посчитала заведующая художественной галереей Калужского Дома музыки Анна СЕНАТОВА.
Дом новой культуры поменяет культурное пространство?
Такой центр в любом случае будет. Уже разработана его концепция.
Возможно, она претерпит существенные изменения. Об этом рассказал заместитель министра культуры области Вадим ТЕРЕХИН.
Калуга станет одним из трех городов России, в которых по решению федерального правительства появятся инновационно-культурные центры. По словам Терехина, задача центра — вовлечь как можно больше жителей города в культурное просвещение, дать возможность многочисленным иностранцам, работающим в Калуге, не летать на уикенд на родину, а реализовывать свою потребность в культурном отдыхе (не только походы по ресторанам и прогулки по городу) здесь, в Калуге.
Как будет выглядеть ДНК-Калуга, пока не совсем ясно.
— Это здания в два-три этажа на территории бывшей воинской части рядом с Государственным музеем космонавтики. Они составят с музеем единое архитектурно-культурное пространство. Это огромная организационная работа. Проект будет осуществляться в основном на федеральные деньги, и мы пока даже не можем сказать о сроках его реализации.
Почему им становится неинтересно
Разговор о Доме новой культуры возник при обсуждении проблемы, как помочь молодым художникам найти свое место в культурном пространстве Калуги. По мнению Анны Сенатовой, молодая поросль деятелей изобразительного искусства нуждается во всяческой поддержке, которой пока явно недостаточно. Поэтому многие из них покидают город, как только начинают чувствовать, что здесь им не хватает условий для дальнейшего роста. Эти слова подтвердил Алексей ВАСИЛЬЕВ, талантливый художник, который уже хорошо известен не только в Москве, но и за рубежом.
— Мне стало неинтересно давать свои работы на калужские выставки. Это 70‑е годы какие-то, — признался Васильев. — Я чувствую, что в Москве больше расту.
Вот это упоминание о застывшем калужском искусстве стало предметом жарких споров. Владимир Обухов парировал слова Васильева заявлением о том, что в Калуге живет как минимум 15 талантливых молодых художников, получивших хорошее образование, в том числе в Суриковке, ВГИКе и других признанных вузах.
— Они пишут интересные полотна, выставляются и не видят в этом ничего плохого.
— Кто вам мешает выставляться, например в художественном музее? — задала вопрос Васильеву и Борису Пономареву директор музея Наталья МАРЧЕНКО.
Никто не мешает, считает Пономарев. Ему просто хочется общаться с товарищами по искусству на том языке, которым он сам пользуется.
Вопрос, как показалось автору этих строк, не в том, что кто-то специально мешает некоторым молодым художникам демонстрировать свое творчество на имеющихся площадках, а в том, что они свои работы не видят в сложившемся в Калуге культурном пространстве.
Отцы и дети
Справедливости ради надо отметить, что история живописи в Калужской области изобилует творческими взлетами, многие калужские художники за последние восемьдесят лет внесли колоссальный вклад в развитие искусства. Чего стоит только творчество Афанасия Куликова, прошедшего различные этапы художественного осмысления реальности. Академия аналитического искусства, к созданию коей имеет непосредственное отношение сам Владимир Обухов, — тоже одна из ярчайших страниц калужской художественной жизни. Да и сейчас она кипит: пленэры, выставки, создание районных культурных центров по всей области.
И все-таки многих молодых это не удовлетворяет. Спор был жесткий, касался того, что такое искусство, в том числе — что считать современным искусством, каковы его формы и не перегибают ли палку молодые, считая, что именно они являются проводниками новаций в творчестве. И не провокация ли это, эпатаж, за которыми не стоит ничего: ни таланта, ни серьезной художественной мысли?
Такие споры доводится слышать часто. Как правило, носят они сугубо специфический характер и к каким-то серьезным результатам не приводят.
Но на этот раз все-таки позиции были определены. Состоятельность надо доказывать, причем порой в очень жестких условиях, считает Вадим Терехин. Иначе молодой человек не сможет обрести опыт, не научится держать удар, а это ему крайне важно.
Так ли уж это правильно, усомнился архитектор Николай СВИРИДЕНКО:
— У Ван Гога за всю жизнь купили только одну картину. Возможно, поэтому его судьба была столь трагической. Так что искусство надо поддерживать, молодежное в том числе. Я хочу видеть его на улицах Калуги.
Выход, в общем-то, на поверхности, считает Свириденко. Просто нужно специально организованное пространство для экспериментов, и не только молодых художников. То место, где они могли бы общаться друг с другом и с публикой, если она захочет этого общения. Например, неплохо было бы организовать такое пространство в здании обанкротившегося предприятия «Кристалл». Это памятник начала прошлого века — в центре города, рядом с вокзалом, практически в центре Калужской области. Пусть здесь молодое искусство развивается и растет.
Подобный оборот дела стал бы продолжением тенденции, которая очень хорошо прослеживается в других городах. Именно таким образом возникли целые художественные кварталы в угасших промышленных районах двух российских столиц.
К сожалению, вопрос о здании «Кристалла» в этой дискуссии больше не поднимался. Пока молодым художникам придется искать другие места, где можно самовыра-зиться, доказывая, что они состоятельны.
Не надо создавать искусственных барьеров
Вообще, преодоление как путь к успеху — дело вполне естественное, считает главный художник Калужского областного драматического театра, преподаватель школы-студии МХАТ Максим ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Он вышел на связь с участниками круглого стола из Москвы.
— Я всегда говорю своим студентам-сценографам: если вы захотели сделать спектакль, просто так он у вас не получится. Искусства без усилия просто не существует. Это неполноценное искусство. Оно декоративно в самом худшем понимании этого слова. Поэтому, какую бы благостную среду ни создавать, все равно в творчестве требуется усилие, преодоление внешних или внутренних обстоятельств.
— Не надо только создавать искусственных препятствий, — уверена Анна Сенатова.
В чем же искусственность таких препятствий в Калуге? Нехватка площадей для приложения творческих усилий. Две галереи — муниципальная и областная — и один музей. Этого недостаточно. Хорошо, если будет Дом нового искусства, тем более, что он предполагает создание условий для представителей самых разных направлений. Но, когда он появится, неизвестно, а искать и поддерживать творческие усилия молодых надо уже сейчас.
— Нужны студии, мастерские, выставочные площадки. Надо организовывать мастер-классы по самым разным направлениям: новая живопись, новая архитектура, новое кино, новая музыка. Только так можно будет оживить культурную среду, дать молодым возможность сравнивать, самим делать выводы, двигаться вперед.
Все можно сделать. Было бы желание
— Центры современного искусства «Винзавод» в Москве, галерея «Эрарта» в Петербурге, да и все подобные проекты — частная инициатива, требующая серьезных вложений. А спонсоры приходят туда, где есть продуктивная идея, — утверждает Сергей ГРИДЧИН, создатель собственного арт-пространства в Москве, которое пользуется большой популярностью как у самих художников, так и у посетителей выставок, организуемых им.
— Создавать такое можно и в Калуге. Было бы желание. Так появился парк ландшафтных арх-объектов «Никола-Ленивец». Можно было бы пригласить тех, кто присоединился к Николаю Полисскому, одному из создателей парка, и развивает его идеи. Думаю, они согласятся провести в Калуге исследование, сумеют показать, как это можно сделать.
Гридчин напомнил, что многих работающих на калужских предприятиях иностранных управленцев привлекают сюда большими деньгами. А надо бы еще и возможностью окунуться в культурное пространство, которое в Калуге им приходится искать.
— Им не хватает культурного ландшафта. В Берлине, например, привыкли к тому, что объекты культуры там на каждом шагу: галереи, студии, выставки, перформансы, другие события. Берлин, город-банкрот, привлекает огромные толпы туристов именно своими проектами в сфере культуры. Почему бы в Калуге такое не сделать?
Впрочем, кое-что предпринимается. Проект частного арт-пространства, причем в самом современном понимании, в Калуге уже реализуется Борисом Пономаревым, который ищет для себя и своих единомышленников возможность развиваться. Весной будущего года он планирует организовать такое пространство в здании бывшего хладокомбината:
— Это полторы тысячи квадратных метров, 12 студий, галерея, концертная площадка. Там будут проходить выставки, мастер-классы, концерты.
Кажется, что все собравшиеся согласны с тем, что центр современного искусства в Калуге должен быть. Но слишком по-разному понимают его смысл и задачи участники дискуссии.
— Молодым хочется свободных пространств, в которых они могли бы чувствовать себя не скованными рамками сформировавшихся годами матриц, — уверен продюсер Евгений ГОРИН. — Старшие считают, что надо чаще приглядываться к опыту предыдущих творческих поколений. И вот что поразительно: все ведь правы. И те, и другие. Каждый по-своему. Но от такой констатации легче не становится. Скорее всего, надо перестать относиться друг к другу с недоверием. Тогда, возможно, и движение вперед будет более продуктивным. Пока же впереди у творческой молодежи очень сложные времена.
Зима 2012 года. Художник Алексей Васильев устраивает
свой последний перформанс в Калуге.
Здание бышего калужского завода «Кристалл» может повторить судьбу
московского «Красного Октября» и стать местом, где собираются
молодые художники, музыканты, литераторы.
обратная связь
Уважаемые читатели! А что думаете вы по поводу развития культурной ситуации в Калуге? Что необходимо предпринять в первую очередь?
Пишите нам по адресу: 248000, Калуга, ул. космонавта Комарова, д. 36, «Калужский перекресток», оставляйте свое мнение в комментариях.