Александр Панкратов‑Черный: «Ржать я учился у Алисы Фрейндлих»
Народный артист на протяжении трех часов заставлял калужскую публику то плакать, то смеяться.
Калугу с творческим вечером посетил Александр Панкратов‑Черный.
Такой же комичный, каким мы знаем его по кинокартинам, не «черный», а совсем седой, появился на сцене под овации зала. Начал он со своего детства.
— История моего поступления в театральное училище очень комична. Мама настояла, чтобы я подал документы в военное и, проконтролировав это, уехала. Я остался дома со старшей сестрой Зиной. Она пришла ко мне и сказала: «Езжай, Санька, в артисты, только белую рубашку обязательно возьми — в артисты без белой рубашки нельзя!» Собрала Зина мне авоську. Положила туда белую рубашку, кусок сала, пяток яиц, краюху хлеба, дала денег на проезд и отправила меня, 14‑летнего, на поезде в Горький — нынешний Нижний Новгород.
Мымра не зачла
— В приемной комиссии сидела Людмила Болюбаш. Ей очень не понравился мой алтайский говорок, и она мне экзамен не зачла. Вышел я из аудитории. Стою, рыдаю. Не оттого, что не поступил, а оттого, что деньги на проезд потратил. Тут подходит ко мне мужик и басом таким хорошо поставленным говорит: «Молодой человек! Отчего так много слез?» Я чистосердечно отвечаю: «Да мымра та мне экзамен не зачла по речи». Тут выяснилось, что это не просто мужик, а директор этого училища. Позвал он меня в кабинет и начал расспрашивать, откуда я, что по другим экзаменам получил. Оказалось, он тоже из Алтайского края. Тогда директор вызвал мою «мымру» и попросил ее написать заявление на увольнение. Та расплакалась, спросила, за что, а директор сказал: «Как за что? За лень! Вы же отличный преподаватель по речи, а с парнем работать не хотите!» Тогда Людмила Алексеевна согласилась меня принять.
Спал на подоконнике
—Учеба шла своим чередом. Мне очень нравилось заниматься, а вот с речью еще долго были проблемы. Людмила Алексеевна по пятницам грозно смотрела на меня и приказывала: «Панкратов! Чтоб завтра к 11 — ко мне, на домашний урок!» Я приходил, она первым делом сажала меня за стол, наливала огромную тарелку борща, клала туда сметаны столько, что ложкой было трудно провернуть, и заставляла есть. Следом шли котлеты — штуки по четыре-пять. Я ел в полной уверенности, что это все просто необходимо для речи, а потом спрашивал: «Когда же начнется урок?», а Людмила Алексеевна снова грозно на меня смотрела и говорила: «Наглец! Пришел тут, нажрался и еще хочешь, чтобы я на тебя субботу тратила? Марш домой!» Укладывала мне в авоську котлеты и отправляла восвояси. Там меня ждали еще трое парней, с которыми мы жили в комнате.
Комнатка была совсем маленькая, и место в ней распределялось по старшинству. Пока я учился на младших курсах, спать приходилось на подоконнике. Потом я перелег на пол, и только потом мне досталось место на кровати.
А как это — ржать?
— На съемках тоже было много всего интересного. Например, когда Рязанов снимал «Жестокий романс», я пробовался на одну из главных ролей. Пробы не прошел и уехал на другие съемки. Но Эльдар Александрович — человек суеверный. Если у него кто-то пробовался, он обязательно, хоть в эпизод, но вставит человека. Звонит он мне и говорит: «Одна из героинь рассказывает про своего кузена — гусара, и я вот что подумал: зачем актриса будет сидеть и 15 минут читать совершенно бессмысленный монолог? Давай-ка мы с тобой его покажем!» Придумали гусару сценку, сыграли. А по сюжету это такой бравый был молодчик, который от общения с лошадями забыл человеческие манеры и весь фильм ржал как конь. Я даже придумал специальный смех, который Рязанову очень понравился. И вот пришло время озвучки, вызвали всех на «Мосфильм», и тут я понимаю, что ржать разучился. Совершенно не помню, как это делать! Поделился бедой с актерами, те все прониклись, ходят по студии и ржут — задумчиво так, с чувством. Спасла ситуацию Алиса Фрейндлих. Оказалось, она обладает уникальным тончайшим слухом. Алиса просмотрела черновые записи, на которых остался звук, и воспроизвела их, а потом с совершенно серьезным видом сказала мне: «Только ты, Саша, ржи, пожалуйста, на пол-октавы ниже, ведь у меня смех женский, кобылиный, а тебе нужен мужской, жеребячий». Так и озвучивал.
фильмография
Александр Панкратов-Черный снялся более чем в 100 фильмах и сериалах. Знаменитые фильмы с его участием:
Такой же комичный, каким мы знаем его по кинокартинам, не «черный», а совсем седой, появился на сцене под овации зала. Начал он со своего детства.
— История моего поступления в театральное училище очень комична. Мама настояла, чтобы я подал документы в военное и, проконтролировав это, уехала. Я остался дома со старшей сестрой Зиной. Она пришла ко мне и сказала: «Езжай, Санька, в артисты, только белую рубашку обязательно возьми — в артисты без белой рубашки нельзя!» Собрала Зина мне авоську. Положила туда белую рубашку, кусок сала, пяток яиц, краюху хлеба, дала денег на проезд и отправила меня, 14‑летнего, на поезде в Горький — нынешний Нижний Новгород.
Мымра не зачла
— В приемной комиссии сидела Людмила Болюбаш. Ей очень не понравился мой алтайский говорок, и она мне экзамен не зачла. Вышел я из аудитории. Стою, рыдаю. Не оттого, что не поступил, а оттого, что деньги на проезд потратил. Тут подходит ко мне мужик и басом таким хорошо поставленным говорит: «Молодой человек! Отчего так много слез?» Я чистосердечно отвечаю: «Да мымра та мне экзамен не зачла по речи». Тут выяснилось, что это не просто мужик, а директор этого училища. Позвал он меня в кабинет и начал расспрашивать, откуда я, что по другим экзаменам получил. Оказалось, он тоже из Алтайского края. Тогда директор вызвал мою «мымру» и попросил ее написать заявление на увольнение. Та расплакалась, спросила, за что, а директор сказал: «Как за что? За лень! Вы же отличный преподаватель по речи, а с парнем работать не хотите!» Тогда Людмила Алексеевна согласилась меня принять.
Спал на подоконнике
—Учеба шла своим чередом. Мне очень нравилось заниматься, а вот с речью еще долго были проблемы. Людмила Алексеевна по пятницам грозно смотрела на меня и приказывала: «Панкратов! Чтоб завтра к 11 — ко мне, на домашний урок!» Я приходил, она первым делом сажала меня за стол, наливала огромную тарелку борща, клала туда сметаны столько, что ложкой было трудно провернуть, и заставляла есть. Следом шли котлеты — штуки по четыре-пять. Я ел в полной уверенности, что это все просто необходимо для речи, а потом спрашивал: «Когда же начнется урок?», а Людмила Алексеевна снова грозно на меня смотрела и говорила: «Наглец! Пришел тут, нажрался и еще хочешь, чтобы я на тебя субботу тратила? Марш домой!» Укладывала мне в авоську котлеты и отправляла восвояси. Там меня ждали еще трое парней, с которыми мы жили в комнате.
Комнатка была совсем маленькая, и место в ней распределялось по старшинству. Пока я учился на младших курсах, спать приходилось на подоконнике. Потом я перелег на пол, и только потом мне досталось место на кровати.
А как это — ржать?
— На съемках тоже было много всего интересного. Например, когда Рязанов снимал «Жестокий романс», я пробовался на одну из главных ролей. Пробы не прошел и уехал на другие съемки. Но Эльдар Александрович — человек суеверный. Если у него кто-то пробовался, он обязательно, хоть в эпизод, но вставит человека. Звонит он мне и говорит: «Одна из героинь рассказывает про своего кузена — гусара, и я вот что подумал: зачем актриса будет сидеть и 15 минут читать совершенно бессмысленный монолог? Давай-ка мы с тобой его покажем!» Придумали гусару сценку, сыграли. А по сюжету это такой бравый был молодчик, который от общения с лошадями забыл человеческие манеры и весь фильм ржал как конь. Я даже придумал специальный смех, который Рязанову очень понравился. И вот пришло время озвучки, вызвали всех на «Мосфильм», и тут я понимаю, что ржать разучился. Совершенно не помню, как это делать! Поделился бедой с актерами, те все прониклись, ходят по студии и ржут — задумчиво так, с чувством. Спасла ситуацию Алиса Фрейндлих. Оказалось, она обладает уникальным тончайшим слухом. Алиса просмотрела черновые записи, на которых остался звук, и воспроизвела их, а потом с совершенно серьезным видом сказала мне: «Только ты, Саша, ржи, пожалуйста, на пол-октавы ниже, ведь у меня смех женский, кобылиный, а тебе нужен мужской, жеребячий». Так и озвучивал.
фильмография
Александр Панкратов-Черный снялся более чем в 100 фильмах и сериалах. Знаменитые фильмы с его участием:
- «Где находится нофелет»,
- «Забытая мелодия для флейты»,
- «Небеса обетованные»,
- «Мастер и Маргарита».