Каких выпускников любят работодатели?
Проблемы трудоустройства выпускников средних учебных заведений обсудили участники «круглого стола» в пресс-центре «КП-Калуга».
Проблемы трудоустройства выпускников средних учебных заведений обсудили участники «круглого стола» в пресс-центре «КП-Калуга».
Как трудоустроиться, как выбрать специальность, которая станет делом жизни, как сделать образование ориентированным на реальные запросы рынка труда — все это обсуждали 16 февраля за «круглым столом» представители техникумов и колледжей, работники кадровых агентств и чиновники профильных министерств.
Кадровый потенциал, высококвалифицированные специалисты — эти словосочетания мы слышим постоянно. А вот нужны ли выпускники техникумов и колледжей крупным заводам и иностранным инвестиционным предприятиям в нашей области — этот вопрос остается для региона открытым.
Современные требования
— На территории области сегодня работает порядка 40 средних специальных учебных заведений, — сообщил замминистра образования и науки Владимир ДОМОЖИР. — По 80 профессиям в них обучается порядка 16 тысяч студентов. Ежегодно выпускается около 4 000 человек. И не все из них находят работу по специальности. В 2010 году за помощью в трудоустройстве в государственную службу занятости населения обратилось 384 человека. В 2011-м — 213.
— Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования в немалой степени связана с тем, что спрос на молодые кадры за время учебы меняется, происходит насыщение рынка труда специалистами новых направлений, которые будут развиваться и станут в ближайшее время перспективными, — говорит замминистра. — И наша главная задача — перестроить систему среднего специального образования под современные требования. Очень важно, чтобы инициатива исходила от самих работодателей. И нам тогда будет легче корректировать образовательный процесс.
Прогнозирование — прежде всего
— Сегодня существенно ужесточились требования к квалификационным характеристикам работников, — считает главный специалист министерства труда и занятости и кадровой политики Марина ЗАЙЦЕВА. — Имеющиеся на рынке труда вакансии требуют от специалистов прежде всего наличия широкого спектра знаний в различных сферах деятельности и одновременно–глубоких узкопрофессиональных знаний, готовности приспосабливаться к новым условиям и постоянного профессионального совершенствования. В свою очередь, прогноз потребности выявил и несоответствие структуры профессионального образования области потребностям экономики и рынка труда. Спрос производства с учетом темпов развития высокотехнологичных отраслей значительно опережает предложение системы профессионального образования по объемам и структуре подготовки кадров. Как следствие — нехватка кадров для сферы электронной техники, связи, энергетики, металлообработки, сельского хозяйства и избыток специалистов по таким специальностям, как экономика и управление, гуманитарные и социальные науки. Мы приложили максимум усилий для того, чтобы работодатели принимали участие в прогнозировании развития ситуации хотя бы на ближайшие 5–10 лет. На сегодня практически все крупные предприятия, а их около 550, нас поняли, включая инвесторов.
По нашим прогнозам, в 2012–2016 годах области потребуется дополнительно около 56 тысяч рабочих и специалистов.
В согласии с работодателем
— Чтобы студенты были уверены в своем будущем, необходимо усиливать взаимодействие ССУЗов с работодателями, — говорит замдиректора колледжа информационных технологий Вячеслав МОЛЬКОВ. — Подавляющее большинство наших выпускников находят работу — благодаря практикоориентированности — начиная с первого курса. Поэтому вопрос взаимодействия учебных заведений с работодателями для среднего специального образования особенно важен. Наша область сильна своей автопромышленностью. Приоритетные направления развития нашей экономики прописаны в Стратегии развития региона до 2020 года. Поэтому и нужно готовить соответствующих специалистов с учетом перехода экономики на инновационный путь развития. Конечно, нам повезло, что «Фольксваген Груп Рус» выступил инициатором создания на базе нашего колледжа учебного центра, где мы готовим специалистов автопроизводства. В нас вложило серьезные деньги областное правительство. «Фольксваген» участвует в процессе обучения — это и стипендии, и питание.
— Наши выпускники, по данным минтруда, востребованы на 5–6 лет вперед, и, тем не менее, мы поддерживаем самые тесные связи с работодателями, — рассказывает директор Государственного машиностроительного колледжа Сергей ФАДЕЕВ. — Весь учебный процесс в конечном итоге направлен на получение практических навыков — с учетом запросов тех заводов, с которыми у нас заключены договоры. Мы в числе 35 ссузов России в 2007 году начали вводить систему дуального обучения.
— После окончания колледжа я уже на четвертый день работал на КЗТА, — говорит выпускник колледжа, пришедший на «круглый стол» вместе со своим бывшим директором. — И очень легко вошел в производственный процесс, поскольку со 2‑го курса уже имел представление о заводе и знал, куда пойду работать.
Другие учебные заведения также стремятся активнее сотрудничать с предприятиями, прекрасно понимая, что выпускникам придется трудиться в конкретных организациях. Ведь именно с участием работодателя можно наиболее эффективно не только подготовить, но и трудоустроить выпускника. Но в условиях конкуренции, когда на Калужскую землю пришли серьезные инвестиционные предприятия со своими представлениями о высококвалифицированных специалистах, не у всех это получается.
— К сожалению, наши выпускники не востребованы на таких заводах, как «Фольксваген», «ПСМА Рус» и «Вольво», хотя уровень подготовки студентов достаточно высок, — сетует замдиректора техникума электронных приборов Любовь ЖЕЛНИНА. — Например, наших ребят после тестирования с великим удовольствием брали на знаменитый завод, занимающийся космическими разработками, в подмосковном Королеве, но, увы, уровень зарплаты там очень низкий — 10–12 тысяч рублей. Поэтому я посоветовала им оставаться в родном городе. На местных заводах (радиоламповый, КЗТА и т. д.) наши выпускники востребованы.
Хорошие специалисты — в дефиците
— Производительность труда у россиян очень низкая — так отзываются о наших специалистах представители крупных инвестиционных предприятий, — говорит руководитель кадрового агентства «Келли-сервис» Инна ПОЧЕБУТ. — Россияне, в том числе и выпускники ССУЗов, на собеседовании показывают хорошие знания и подготовку, но в процессе работы выясняется, что они инертны, быстро устают, имеют слабое здоровье. Мы работаем в разных регионах России и видим: этот печальный факт признают повсеместно. Рынок завален выпускниками, а хорошие специалисты все равно в дефиците.
Обеспокоенность специалистов министерств вызывает и тот факт, что ССУЗы по-прежнему, помимо востребованных и перспективных специальностей, продолжают набирать юристов, менеджеров, экономистов… А ведь даже выпускники высших учебных заведений по этим специальностям не могут найти работу.
Вполне закономерно, что в ближайшее время в области появятся такие безработные специалисты со средним специальным образованием, и дело здесь будет не столько в качестве самого образования, сколько в недостатке рабочих мест для данной категории населения.
Нужен заводской работяга со знанием иностранного языка
Хотите, чтобы работодатель бегал за вами, а не вы за работой? Получайте ту специальность, на которую в будущем возникнет дефицит, — таков итог «круглого стола».
— Выбирая будущую профессию сегодня, важно понимать, какие отрасли, предприятия будут развиваться в городе и стране через 10-20 лет, — резюмировала Инна Почебут. — Перспективный сотрудник — это человек с глубоким базовым профильным образованием, инициативный, физически здоровый, а также знающий иностранный язык и, возможно, с дополнительной квалификацией.
Новые перспективы
Финансы, страхование, сфера обслуживания и торговля в своем развитии следуют за промышленностью. Если основные отрасли экономики будут расти, деньги, а значит, и рабочие места придут в общепит, сферу платных услуг, торговлю. В них, кстати, сейчас тоже отмечается дефицит простых, но квалифицированных рабочих: поваров, официантов, массажистов с медобразованием, тренеров фитнес-центров и многих других.
Как трудоустроиться, как выбрать специальность, которая станет делом жизни, как сделать образование ориентированным на реальные запросы рынка труда — все это обсуждали 16 февраля за «круглым столом» представители техникумов и колледжей, работники кадровых агентств и чиновники профильных министерств.
Кадровый потенциал, высококвалифицированные специалисты — эти словосочетания мы слышим постоянно. А вот нужны ли выпускники техникумов и колледжей крупным заводам и иностранным инвестиционным предприятиям в нашей области — этот вопрос остается для региона открытым.
Современные требования
— На территории области сегодня работает порядка 40 средних специальных учебных заведений, — сообщил замминистра образования и науки Владимир ДОМОЖИР. — По 80 профессиям в них обучается порядка 16 тысяч студентов. Ежегодно выпускается около 4 000 человек. И не все из них находят работу по специальности. В 2010 году за помощью в трудоустройстве в государственную службу занятости населения обратилось 384 человека. В 2011-м — 213.
— Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования в немалой степени связана с тем, что спрос на молодые кадры за время учебы меняется, происходит насыщение рынка труда специалистами новых направлений, которые будут развиваться и станут в ближайшее время перспективными, — говорит замминистра. — И наша главная задача — перестроить систему среднего специального образования под современные требования. Очень важно, чтобы инициатива исходила от самих работодателей. И нам тогда будет легче корректировать образовательный процесс.
Прогнозирование — прежде всего
— Сегодня существенно ужесточились требования к квалификационным характеристикам работников, — считает главный специалист министерства труда и занятости и кадровой политики Марина ЗАЙЦЕВА. — Имеющиеся на рынке труда вакансии требуют от специалистов прежде всего наличия широкого спектра знаний в различных сферах деятельности и одновременно–глубоких узкопрофессиональных знаний, готовности приспосабливаться к новым условиям и постоянного профессионального совершенствования. В свою очередь, прогноз потребности выявил и несоответствие структуры профессионального образования области потребностям экономики и рынка труда. Спрос производства с учетом темпов развития высокотехнологичных отраслей значительно опережает предложение системы профессионального образования по объемам и структуре подготовки кадров. Как следствие — нехватка кадров для сферы электронной техники, связи, энергетики, металлообработки, сельского хозяйства и избыток специалистов по таким специальностям, как экономика и управление, гуманитарные и социальные науки. Мы приложили максимум усилий для того, чтобы работодатели принимали участие в прогнозировании развития ситуации хотя бы на ближайшие 5–10 лет. На сегодня практически все крупные предприятия, а их около 550, нас поняли, включая инвесторов.
По нашим прогнозам, в 2012–2016 годах области потребуется дополнительно около 56 тысяч рабочих и специалистов.
В согласии с работодателем
— Чтобы студенты были уверены в своем будущем, необходимо усиливать взаимодействие ССУЗов с работодателями, — говорит замдиректора колледжа информационных технологий Вячеслав МОЛЬКОВ. — Подавляющее большинство наших выпускников находят работу — благодаря практикоориентированности — начиная с первого курса. Поэтому вопрос взаимодействия учебных заведений с работодателями для среднего специального образования особенно важен. Наша область сильна своей автопромышленностью. Приоритетные направления развития нашей экономики прописаны в Стратегии развития региона до 2020 года. Поэтому и нужно готовить соответствующих специалистов с учетом перехода экономики на инновационный путь развития. Конечно, нам повезло, что «Фольксваген Груп Рус» выступил инициатором создания на базе нашего колледжа учебного центра, где мы готовим специалистов автопроизводства. В нас вложило серьезные деньги областное правительство. «Фольксваген» участвует в процессе обучения — это и стипендии, и питание.
— Наши выпускники, по данным минтруда, востребованы на 5–6 лет вперед, и, тем не менее, мы поддерживаем самые тесные связи с работодателями, — рассказывает директор Государственного машиностроительного колледжа Сергей ФАДЕЕВ. — Весь учебный процесс в конечном итоге направлен на получение практических навыков — с учетом запросов тех заводов, с которыми у нас заключены договоры. Мы в числе 35 ссузов России в 2007 году начали вводить систему дуального обучения.
— После окончания колледжа я уже на четвертый день работал на КЗТА, — говорит выпускник колледжа, пришедший на «круглый стол» вместе со своим бывшим директором. — И очень легко вошел в производственный процесс, поскольку со 2‑го курса уже имел представление о заводе и знал, куда пойду работать.
Другие учебные заведения также стремятся активнее сотрудничать с предприятиями, прекрасно понимая, что выпускникам придется трудиться в конкретных организациях. Ведь именно с участием работодателя можно наиболее эффективно не только подготовить, но и трудоустроить выпускника. Но в условиях конкуренции, когда на Калужскую землю пришли серьезные инвестиционные предприятия со своими представлениями о высококвалифицированных специалистах, не у всех это получается.
— К сожалению, наши выпускники не востребованы на таких заводах, как «Фольксваген», «ПСМА Рус» и «Вольво», хотя уровень подготовки студентов достаточно высок, — сетует замдиректора техникума электронных приборов Любовь ЖЕЛНИНА. — Например, наших ребят после тестирования с великим удовольствием брали на знаменитый завод, занимающийся космическими разработками, в подмосковном Королеве, но, увы, уровень зарплаты там очень низкий — 10–12 тысяч рублей. Поэтому я посоветовала им оставаться в родном городе. На местных заводах (радиоламповый, КЗТА и т. д.) наши выпускники востребованы.
Хорошие специалисты — в дефиците
— Производительность труда у россиян очень низкая — так отзываются о наших специалистах представители крупных инвестиционных предприятий, — говорит руководитель кадрового агентства «Келли-сервис» Инна ПОЧЕБУТ. — Россияне, в том числе и выпускники ССУЗов, на собеседовании показывают хорошие знания и подготовку, но в процессе работы выясняется, что они инертны, быстро устают, имеют слабое здоровье. Мы работаем в разных регионах России и видим: этот печальный факт признают повсеместно. Рынок завален выпускниками, а хорошие специалисты все равно в дефиците.
Обеспокоенность специалистов министерств вызывает и тот факт, что ССУЗы по-прежнему, помимо востребованных и перспективных специальностей, продолжают набирать юристов, менеджеров, экономистов… А ведь даже выпускники высших учебных заведений по этим специальностям не могут найти работу.
Вполне закономерно, что в ближайшее время в области появятся такие безработные специалисты со средним специальным образованием, и дело здесь будет не столько в качестве самого образования, сколько в недостатке рабочих мест для данной категории населения.
Нужен заводской работяга со знанием иностранного языка
Хотите, чтобы работодатель бегал за вами, а не вы за работой? Получайте ту специальность, на которую в будущем возникнет дефицит, — таков итог «круглого стола».
— Выбирая будущую профессию сегодня, важно понимать, какие отрасли, предприятия будут развиваться в городе и стране через 10-20 лет, — резюмировала Инна Почебут. — Перспективный сотрудник — это человек с глубоким базовым профильным образованием, инициативный, физически здоровый, а также знающий иностранный язык и, возможно, с дополнительной квалификацией.
Новые перспективы
Финансы, страхование, сфера обслуживания и торговля в своем развитии следуют за промышленностью. Если основные отрасли экономики будут расти, деньги, а значит, и рабочие места придут в общепит, сферу платных услуг, торговлю. В них, кстати, сейчас тоже отмечается дефицит простых, но квалифицированных рабочих: поваров, официантов, массажистов с медобразованием, тренеров фитнес-центров и многих других.