Александр ПЛЕТНЕВ: «Я – человек амбициозный!»
Уходящий год ознаменовался для главрежа Калужской облдрамы серьезным официальным признанием.
Уходящий год ознаменовался для главрежа Калужской облдрамы серьезным официальным признанием.
Поздравляем! Президентским указом звание заслуженного деятеля искусств Российской Федерации 30 ноября присвоено 47‑летнему главному режиссеру Калужского драматического театра Александру Плетневу.
Новый статус его величества режиссера
— Александр Борисович, это же ваше первое звание? Для вас оно что-то значит?
— В театре, как в армии, служат, а не работают. А значит, есть должности, которые предполагают определенные звания. Таким театром, как Калужский драматический, вообще должны руководить народные, то есть генералы. Мы же с Александром Анатольевичем Кривовичевым пока только полковники — заслуженные. А если совсем серьезно, то я не ожидал от себя подобных эмоций. Это на самом деле чрезвычайно приятно осознавать, что тебя оценили. Первое, что я испытал, — чувство огромной благодарности всем людям, которые обозначили мой, я считаю, счастливый профессиональный путь. Мне очень повезло, когда 15 лет назад мне, совсем молодому, совершенно неопытному, дали кредит доверия, позволив ставить то, что хочу, а затем еще и назначили главным режиссером. Это дорогого стоит! И это стало безумно серьезным испытанием. Я до сих пор этот кредит отдаю. Но теперь все будет еще сложнее. С одной стороны, звание дает определенный статус и привилегии. Допустим, ставить спектакли в лучших театрах страны будет проще. С другой — я должен соответствовать этому высокому званию, а значит, еще больше предъявлять требований к самому себе.
Готов идти на компромиссы, чтобы привлечь зрителя
— Насколько вы амбициозны?
— Признание, как и для любого человека, мне не безразлично. Да! Я амбициозен, люблю почет и уважение. Более того. Хочу, чтобы зал был обязательно полон, и поэтому готов идти на разумные компромиссы ради того, чтобы привлечь публику. Вся моя работа в театре — это хождение по грани и постоянный поиск компромиссов. Но я полагаю, что у нас критерием оценки остается мнение зрителя. Можно быть сколько угодно умным, замороченным экспериментатором или оставаться стойким приверженцем классических традиций, но, если зрителю скучно и неинтересно — грош цена тебе как художнику. В театре — так. Потому что театр живет здесь и сейчас. Наша главная задача: быть нужными публике.
«Мне обязательно нужен аншлаг»
— Выпускники двух калужских курсов ГИТИСа, которыми вы руководили, прекрасно вписались в труппу и стали по-настоящему любимы калужанами…
— Возможно, теперь это так. Но давалось все тяжело. Большинство своих спектаклей я ставил именно с молодыми актерами. Только Кузнецов и Лунин вписывались в мои проекты. А другие уважаемые и талантливые актеры простаивали. И мне было от этого очень больно и некомфортно.
— Как выбираете очередную пьесу для постановки? Думаете ли о том, что спектакль должен стать аншлаговым?
— Когда приступаешь к новой постановке, всегда есть риск, что она не понравится и станет провальной. И риск вовсе не в том, что разразится скандал или публика будет плеваться, просто не будет кассы. А мне обязательно нужен аншлаг — как утверждение того, что мы интересны и нужны.
— Чем живет теперь уже заслуженный деятель искусств Александр Плетнев?
— Мечтаю поставить «Сонечку» Людмилы Улицкой. А в настоящее время вместе с художником-постановщиком Сергеем Рябининым уже приступили к постановке пьесы Нины Садур «Брат Чичиков» по мотивам поэмы Николая Гоголя. Садур, как я думаю, на сегодняшний день один из наиболее интересных драматургов. Ее пьесы уникальны. «Чичиков» — это достаточно вольная переработка гоголевских «Мертвых душ». Эдакие садуровские горестные размышления о судьбе России, о ее свихнувшемся настоящем и непонятном будущем, где Чичиков — делец, загребающий бешеные деньги в тяжелый для страны период. Но финал будет совсем другим — не как
у автора.
— А Нина Садур уже в курсе происходящего?
— Да, посвящена, но про финал я ей еще не говорил. Это для нее, да и для всех остальных станет сюрпризом.
наша справка
Александр ПЛЕТНЕВ родился в Саратове в 1964 году.
Школу закончил в подмосковном Красноармейске. Получил красный диплом Московского педагогического института. Работал учителем физики и математики и ставил с учениками спектакли. Любимые ученики приезжают к Плетневу на все его премьеры.
Закончив в 1996 году Государственный институт театрального искусства (курс профессора Голубовского), Александр Плетнев приехал в Калужский драмтеатр и через год был назначен на должность главного. Как режиссер поставил более 40 спектаклей. Является лауреатом многих всероссийских и международных театральных фестивалей. В роли приглашенного режиссера осуществлял постановки в Ивановском областном драмтеатре, Владимирском, Тульском и Ярославском академических театрах, в Русском драматическом театре Тирасполя, Саратовском академическом театре драмы им. Слонова, в Орловском театре «Свободное пространство».
Поздравляем! Президентским указом звание заслуженного деятеля искусств Российской Федерации 30 ноября присвоено 47‑летнему главному режиссеру Калужского драматического театра Александру Плетневу.
Новый статус его величества режиссера
— Александр Борисович, это же ваше первое звание? Для вас оно что-то значит?
— В театре, как в армии, служат, а не работают. А значит, есть должности, которые предполагают определенные звания. Таким театром, как Калужский драматический, вообще должны руководить народные, то есть генералы. Мы же с Александром Анатольевичем Кривовичевым пока только полковники — заслуженные. А если совсем серьезно, то я не ожидал от себя подобных эмоций. Это на самом деле чрезвычайно приятно осознавать, что тебя оценили. Первое, что я испытал, — чувство огромной благодарности всем людям, которые обозначили мой, я считаю, счастливый профессиональный путь. Мне очень повезло, когда 15 лет назад мне, совсем молодому, совершенно неопытному, дали кредит доверия, позволив ставить то, что хочу, а затем еще и назначили главным режиссером. Это дорогого стоит! И это стало безумно серьезным испытанием. Я до сих пор этот кредит отдаю. Но теперь все будет еще сложнее. С одной стороны, звание дает определенный статус и привилегии. Допустим, ставить спектакли в лучших театрах страны будет проще. С другой — я должен соответствовать этому высокому званию, а значит, еще больше предъявлять требований к самому себе.
Готов идти на компромиссы, чтобы привлечь зрителя
— Насколько вы амбициозны?
— Признание, как и для любого человека, мне не безразлично. Да! Я амбициозен, люблю почет и уважение. Более того. Хочу, чтобы зал был обязательно полон, и поэтому готов идти на разумные компромиссы ради того, чтобы привлечь публику. Вся моя работа в театре — это хождение по грани и постоянный поиск компромиссов. Но я полагаю, что у нас критерием оценки остается мнение зрителя. Можно быть сколько угодно умным, замороченным экспериментатором или оставаться стойким приверженцем классических традиций, но, если зрителю скучно и неинтересно — грош цена тебе как художнику. В театре — так. Потому что театр живет здесь и сейчас. Наша главная задача: быть нужными публике.
«Мне обязательно нужен аншлаг»
— Выпускники двух калужских курсов ГИТИСа, которыми вы руководили, прекрасно вписались в труппу и стали по-настоящему любимы калужанами…
— Возможно, теперь это так. Но давалось все тяжело. Большинство своих спектаклей я ставил именно с молодыми актерами. Только Кузнецов и Лунин вписывались в мои проекты. А другие уважаемые и талантливые актеры простаивали. И мне было от этого очень больно и некомфортно.
— Как выбираете очередную пьесу для постановки? Думаете ли о том, что спектакль должен стать аншлаговым?
— Когда приступаешь к новой постановке, всегда есть риск, что она не понравится и станет провальной. И риск вовсе не в том, что разразится скандал или публика будет плеваться, просто не будет кассы. А мне обязательно нужен аншлаг — как утверждение того, что мы интересны и нужны.
— Чем живет теперь уже заслуженный деятель искусств Александр Плетнев?
— Мечтаю поставить «Сонечку» Людмилы Улицкой. А в настоящее время вместе с художником-постановщиком Сергеем Рябининым уже приступили к постановке пьесы Нины Садур «Брат Чичиков» по мотивам поэмы Николая Гоголя. Садур, как я думаю, на сегодняшний день один из наиболее интересных драматургов. Ее пьесы уникальны. «Чичиков» — это достаточно вольная переработка гоголевских «Мертвых душ». Эдакие садуровские горестные размышления о судьбе России, о ее свихнувшемся настоящем и непонятном будущем, где Чичиков — делец, загребающий бешеные деньги в тяжелый для страны период. Но финал будет совсем другим — не как
у автора.
— А Нина Садур уже в курсе происходящего?
— Да, посвящена, но про финал я ей еще не говорил. Это для нее, да и для всех остальных станет сюрпризом.
наша справка
Александр ПЛЕТНЕВ родился в Саратове в 1964 году.
Школу закончил в подмосковном Красноармейске. Получил красный диплом Московского педагогического института. Работал учителем физики и математики и ставил с учениками спектакли. Любимые ученики приезжают к Плетневу на все его премьеры.
Закончив в 1996 году Государственный институт театрального искусства (курс профессора Голубовского), Александр Плетнев приехал в Калужский драмтеатр и через год был назначен на должность главного. Как режиссер поставил более 40 спектаклей. Является лауреатом многих всероссийских и международных театральных фестивалей. В роли приглашенного режиссера осуществлял постановки в Ивановском областном драмтеатре, Владимирском, Тульском и Ярославском академических театрах, в Русском драматическом театре Тирасполя, Саратовском академическом театре драмы им. Слонова, в Орловском театре «Свободное пространство».