Алексей АРХИПОВСКИЙ: «Балалайка – травмоопасный инструмент»

Корреспондент «Перекрестка» встретился с лучшим балалаечником России.
16:10 30.11.2011
0 4298
Корреспондент «Перекрестка» встретился с лучшим балалаечником России.
На прошлой неделе в Концертном зале филармонии выступил Алексей Архиповский. Несмотря на отсутствие дисков, мелькания по телевидению и совершенно некоммерческий формат, он собирает полные залы и в России, и за рубежом. Пять аншлагов за три года в Московском международном Доме музыки — это не шутка. Расписание гастролей у Архиповского составлено уже до 2013 года. В Калуге тоже оказалось много любителей его игры.
Музыканта часто называют «Паганини балалайки», он занесен в Книгу рекордов России — отечественный аналог Книги рекордов Гиннесса. А его инструмент с тремя струнами — одной железной и двумя нейлоновыми — творит чудеса и держит в напряжении зал на протяжении полутора часов. Причем на сцене музыкант работает один, объясняя это отсутствием джемовой практики, то есть совместной игры с другими.
— Так поначалу сложилось, и теперь это для меня принципиально, — объясняет музыкант.



Алексей АРХИПОВСКИЙ на калужском концерте играл и
народные мелодии, и рок-н-ролл.

«Играю на «Страдивари» и «Гварнери»
— Неоригинальный, конечно же, вопрос, но все же: почему именно балалайка, что в ней такого интересного?
— Прежде всего это один из немногих русских инструментов. Она появилась в России лет 300 назад. В начале XX века Владимир Андреев, создатель первого национального оркестра народных инструментов, практически открыл ее заново уже для широкой публики и немного усовершенствовал.
Меня учиться игре на балалайке отдали в музыкальную школу в 9 лет. Мне почему-то сразу понравилось, и я больше ни на чем не учился, поэтому на других инструментах не играю. Балалайка интересна тембрально, и я вижу, как она развивается.
— Наверное, играть на балалайке легко?
— Нет, это травмоопасный инструмент, потому что играешь подушечками пальцев. Раньше разбивал их в кровь. Сейчас на подушечках уже мозоли (улыбается).
— У вас какой-то особый инструмент?
— У меня две балалайки, одна — мастера Семена Ивановича Налимова. Его часто называют «Страдивари балалайки». Он создал около 80 инструментов. Я играю на инструменте 1902 года. В начале прошлого века был еще петербургский мастер Иосиф Галинис. Он, кстати, начинал работать с Налимовым. Это, так сказать, «Гварнери». У меня есть его инструмент 1928 года. Это два лучших балалаечных мастера.
— Я знаю, вы занимаетесь розыском инструментов, которые они сделали. Таких инструментов много?
— К сожалению, инструментов после них осталось мало и уже в довольно плохом состоянии. Многие вместе с хозяевами уехали за границу после 1917 года. Это для эмигрантов было памятью о родине.

Подвластно все

 Как вы можете объяснить, за счет чего достигается своеобразие вашей манеры?
— Наверное, за счет всего, вместе взятого: инструмента, техники пальцев. Я использую звукоусилитель на балалайке, различные звуковые эффекты.
— Судя по количеству просмотров ваших роликов в Интернете, можно сказать, что интерес к народной музыке в стране растет?
— Я не считаю, что балалайка — это только народный инструмент. Тем более что я не пою русские песни. Я исполняю музыку, и публике, очевидно, нравятся ощущения, которые она получает. Ведь возможности инструмента очень большие. На нем можно исполнить практически все.
 Вы много импровизируете на концертах?
— Это, скорее всего, фиксированные импровизации, хотя я их не записываю нотами.
— А нет желания сделать с кем-нибудь совместную композицию или альбом?
— Несколько лет назад я принимал участие в записи альбома Димы Маликова «Пианомания». Сейчас мы планируем делать дуэтный проект с одним шведским барабанщиком. Он долго работал с Фрэнком Заппой. Посмотрим, что получится.

справка «Перекрестка»
Алексей Витальевич АРХИПОВСКИЙ.
Родился 15 мая 1967 года в Туапсе. Российский балалаечник-виртуоз.
Закончил музыкальную школу по классу балалайки и музыкальное училище имени Гнесиных (отделение народных инструментов).
Работал в Смоленском русском народном оркестре, в государственном академическом русском народном ансамбле «Россия» под руководством Людмилы Зыкиной.
В 2002 году начал сольную карьеру. С 2003 года — участник движения «Этносфера», фестиваля «Мамакабо», представляющих современную русскую музыку, не вошедшую в традиционный формат.
Участвовал как солист в фестивалях российской культуры, проходивших в США, Китае, Южной Корее, Германии, Франции, Испании, Болгарии, в джазовых фестивалях в России и за рубежом. Признан многими специалистами лучшим балалаечником России на сегодняшний день.
В 2009 году вышел DVD, включающий съемки концерта, беседу с музыкантом, отзывы, бонусы, книжку-вставку с фотографиями с концерта.

Автор: Андрей ГУСЕВ.
Фото Игоря РУЛЕВА.
Лента настроения
2 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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