Алексей АРХИПОВСКИЙ: «Балалайка – травмоопасный инструмент»
Корреспондент «Перекрестка» встретился с лучшим балалаечником России.
Корреспондент «Перекрестка» встретился с лучшим балалаечником России.
На прошлой неделе в Концертном зале филармонии выступил Алексей Архиповский. Несмотря на отсутствие дисков, мелькания по телевидению и совершенно некоммерческий формат, он собирает полные залы и в России, и за рубежом. Пять аншлагов за три года в Московском международном Доме музыки — это не шутка. Расписание гастролей у Архиповского составлено уже до 2013 года. В Калуге тоже оказалось много любителей его игры.
Музыканта часто называют «Паганини балалайки», он занесен в Книгу рекордов России — отечественный аналог Книги рекордов Гиннесса. А его инструмент с тремя струнами — одной железной и двумя нейлоновыми — творит чудеса и держит в напряжении зал на протяжении полутора часов. Причем на сцене музыкант работает один, объясняя это отсутствием джемовой практики, то есть совместной игры с другими.
— Так поначалу сложилось, и теперь это для меня принципиально, — объясняет музыкант.
Алексей АРХИПОВСКИЙ на калужском концерте играл и
народные мелодии, и рок-н-ролл.
«Играю на «Страдивари» и «Гварнери»
— Неоригинальный, конечно же, вопрос, но все же: почему именно балалайка, что в ней такого интересного?
— Прежде всего это один из немногих русских инструментов. Она появилась в России лет 300 назад. В начале XX века Владимир Андреев, создатель первого национального оркестра народных инструментов, практически открыл ее заново уже для широкой публики и немного усовершенствовал.
Меня учиться игре на балалайке отдали в музыкальную школу в 9 лет. Мне почему-то сразу понравилось, и я больше ни на чем не учился, поэтому на других инструментах не играю. Балалайка интересна тембрально, и я вижу, как она развивается.
— Наверное, играть на балалайке легко?
— Нет, это травмоопасный инструмент, потому что играешь подушечками пальцев. Раньше разбивал их в кровь. Сейчас на подушечках уже мозоли (улыбается).
— У вас какой-то особый инструмент?
— У меня две балалайки, одна — мастера Семена Ивановича Налимова. Его часто называют «Страдивари балалайки». Он создал около 80 инструментов. Я играю на инструменте 1902 года. В начале прошлого века был еще петербургский мастер Иосиф Галинис. Он, кстати, начинал работать с Налимовым. Это, так сказать, «Гварнери». У меня есть его инструмент 1928 года. Это два лучших балалаечных мастера.
— Я знаю, вы занимаетесь розыском инструментов, которые они сделали. Таких инструментов много?
— К сожалению, инструментов после них осталось мало и уже в довольно плохом состоянии. Многие вместе с хозяевами уехали за границу после 1917 года. Это для эмигрантов было памятью о родине.
Подвластно все
— Как вы можете объяснить, за счет чего достигается своеобразие вашей манеры?
— Наверное, за счет всего, вместе взятого: инструмента, техники пальцев. Я использую звукоусилитель на балалайке, различные звуковые эффекты.
— Судя по количеству просмотров ваших роликов в Интернете, можно сказать, что интерес к народной музыке в стране растет?
— Я не считаю, что балалайка — это только народный инструмент. Тем более что я не пою русские песни. Я исполняю музыку, и публике, очевидно, нравятся ощущения, которые она получает. Ведь возможности инструмента очень большие. На нем можно исполнить практически все.
— Вы много импровизируете на концертах?
— Это, скорее всего, фиксированные импровизации, хотя я их не записываю нотами.
— А нет желания сделать с кем-нибудь совместную композицию или альбом?
— Несколько лет назад я принимал участие в записи альбома Димы Маликова «Пианомания». Сейчас мы планируем делать дуэтный проект с одним шведским барабанщиком. Он долго работал с Фрэнком Заппой. Посмотрим, что получится.
справка «Перекрестка»
Алексей Витальевич АРХИПОВСКИЙ.
Родился 15 мая 1967 года в Туапсе. Российский балалаечник-виртуоз.
Закончил музыкальную школу по классу балалайки и музыкальное училище имени Гнесиных (отделение народных инструментов).
Работал в Смоленском русском народном оркестре, в государственном академическом русском народном ансамбле «Россия» под руководством Людмилы Зыкиной.
В 2002 году начал сольную карьеру. С 2003 года — участник движения «Этносфера», фестиваля «Мамакабо», представляющих современную русскую музыку, не вошедшую в традиционный формат.
Участвовал как солист в фестивалях российской культуры, проходивших в США, Китае, Южной Корее, Германии, Франции, Испании, Болгарии, в джазовых фестивалях в России и за рубежом. Признан многими специалистами лучшим балалаечником России на сегодняшний день.
В 2009 году вышел DVD, включающий съемки концерта, беседу с музыкантом, отзывы, бонусы, книжку-вставку с фотографиями с концерта.
На прошлой неделе в Концертном зале филармонии выступил Алексей Архиповский. Несмотря на отсутствие дисков, мелькания по телевидению и совершенно некоммерческий формат, он собирает полные залы и в России, и за рубежом. Пять аншлагов за три года в Московском международном Доме музыки — это не шутка. Расписание гастролей у Архиповского составлено уже до 2013 года. В Калуге тоже оказалось много любителей его игры.
Музыканта часто называют «Паганини балалайки», он занесен в Книгу рекордов России — отечественный аналог Книги рекордов Гиннесса. А его инструмент с тремя струнами — одной железной и двумя нейлоновыми — творит чудеса и держит в напряжении зал на протяжении полутора часов. Причем на сцене музыкант работает один, объясняя это отсутствием джемовой практики, то есть совместной игры с другими.
— Так поначалу сложилось, и теперь это для меня принципиально, — объясняет музыкант.
Алексей АРХИПОВСКИЙ на калужском концерте играл и
народные мелодии, и рок-н-ролл.
«Играю на «Страдивари» и «Гварнери»
— Неоригинальный, конечно же, вопрос, но все же: почему именно балалайка, что в ней такого интересного?
— Прежде всего это один из немногих русских инструментов. Она появилась в России лет 300 назад. В начале XX века Владимир Андреев, создатель первого национального оркестра народных инструментов, практически открыл ее заново уже для широкой публики и немного усовершенствовал.
Меня учиться игре на балалайке отдали в музыкальную школу в 9 лет. Мне почему-то сразу понравилось, и я больше ни на чем не учился, поэтому на других инструментах не играю. Балалайка интересна тембрально, и я вижу, как она развивается.
— Наверное, играть на балалайке легко?
— Нет, это травмоопасный инструмент, потому что играешь подушечками пальцев. Раньше разбивал их в кровь. Сейчас на подушечках уже мозоли (улыбается).
— У вас какой-то особый инструмент?
— У меня две балалайки, одна — мастера Семена Ивановича Налимова. Его часто называют «Страдивари балалайки». Он создал около 80 инструментов. Я играю на инструменте 1902 года. В начале прошлого века был еще петербургский мастер Иосиф Галинис. Он, кстати, начинал работать с Налимовым. Это, так сказать, «Гварнери». У меня есть его инструмент 1928 года. Это два лучших балалаечных мастера.
— Я знаю, вы занимаетесь розыском инструментов, которые они сделали. Таких инструментов много?
— К сожалению, инструментов после них осталось мало и уже в довольно плохом состоянии. Многие вместе с хозяевами уехали за границу после 1917 года. Это для эмигрантов было памятью о родине.
Подвластно все
— Как вы можете объяснить, за счет чего достигается своеобразие вашей манеры?
— Наверное, за счет всего, вместе взятого: инструмента, техники пальцев. Я использую звукоусилитель на балалайке, различные звуковые эффекты.
— Судя по количеству просмотров ваших роликов в Интернете, можно сказать, что интерес к народной музыке в стране растет?
— Я не считаю, что балалайка — это только народный инструмент. Тем более что я не пою русские песни. Я исполняю музыку, и публике, очевидно, нравятся ощущения, которые она получает. Ведь возможности инструмента очень большие. На нем можно исполнить практически все.
— Вы много импровизируете на концертах?
— Это, скорее всего, фиксированные импровизации, хотя я их не записываю нотами.
— А нет желания сделать с кем-нибудь совместную композицию или альбом?
— Несколько лет назад я принимал участие в записи альбома Димы Маликова «Пианомания». Сейчас мы планируем делать дуэтный проект с одним шведским барабанщиком. Он долго работал с Фрэнком Заппой. Посмотрим, что получится.
справка «Перекрестка»
Алексей Витальевич АРХИПОВСКИЙ.
Родился 15 мая 1967 года в Туапсе. Российский балалаечник-виртуоз.
Закончил музыкальную школу по классу балалайки и музыкальное училище имени Гнесиных (отделение народных инструментов).
Работал в Смоленском русском народном оркестре, в государственном академическом русском народном ансамбле «Россия» под руководством Людмилы Зыкиной.
В 2002 году начал сольную карьеру. С 2003 года — участник движения «Этносфера», фестиваля «Мамакабо», представляющих современную русскую музыку, не вошедшую в традиционный формат.
Участвовал как солист в фестивалях российской культуры, проходивших в США, Китае, Южной Корее, Германии, Франции, Испании, Болгарии, в джазовых фестивалях в России и за рубежом. Признан многими специалистами лучшим балалаечником России на сегодняшний день.
В 2009 году вышел DVD, включающий съемки концерта, беседу с музыкантом, отзывы, бонусы, книжку-вставку с фотографиями с концерта.