Калужане ходили в ресторан «на музыкантов»

Одна песня - три рубля
В ресторанах того времени обязательно должна была звучать живая музыка. Иногда даже ходили «на музыкантов». Настоящих кабацких музыкантов можно пересчитать по пальцам, да и те - представители «старой гвардии», гремевшие еще в 80?х годах.
- В основе репертуара, как предписывал отдел культуры, были песни советских композиторов - членов Союза, - рассказывает
легенда кабацкой Калуги -
пианист Борис КОЛЕСОВ. - Хотя в разгар вечера, конечно, играли и то, что выходило за рамки дозволенного. Очень любили тогда «Мурку», «Одессу» и «Там, где клен шумит». Еще - все песни Юрия Антонова и Вячеслава Добрынина. Некоторые особо популярные песни заказывали по нескольку раз за вечер. Однажды пришлось «гонять» «Рандеву» Криса Кельми раз тридцать, пока у клиента не кончились деньги.
Деньги на баню
Ставка ресторанного артиста - 90 рублей, но жили безбедно благодаря «парнасу». Одна песня стоила 3 рубля. Дисциплина была строгая, особенно в «Оке». Если опоздал хотя бы на десять минут - никакого «парнаса».
- Кстати, насчет трех рублей за песню… Это было в 70?х, а в начале 80?х песня подорожала до 5 рублей, - уточняет Сергей ФАДЕЕВ, гитарист, певец, писатель. - Такие доходы считались «нетрудовыми», и областной отдел культуры пытался с этим бороться. Местные руководители придумали забаву - ресторанные музыканты должны были пройти так называемую «тарификацию» и «паспортизацию». Собрали всех кабацких лабухов в одном помещении - в ДК КЭМЗ - и давай прослушивать. И, типа, вердикты выносить - кому можно работать в ресторане, кому - только на танцах в клубе, а кому и вовсе нельзя. Мероприятие само по себе уже смешное - собрать вместе около ста «клоунов» А тут еще и руководитель местной культуры масла в огонь подливает: встает из-за стола с красным бархатом, стучит по графину с водой, собрав брови в кучу, и строго так говорит: «Есть сведения, что некоторые нечистоплотные музыканты берут деньги с посетителей. Им дадут «трешку», а они за это «В саду у дяди Вани» поют. Это вопиющее нарушение!»
Зал неодобрительно загудел, музыканты были возмущены до глубины души, послышались выкрики: «Это кто ж такие? Негодяи! Им не место среди нас! Все берут по пять, а они - по три! Назовите поименно!»
Весело было! Надо признать, что вся эта борьба с нетрудовыми доходами была не очень серьезной. В конце 70-х в областном партийном рупоре - газете «Знамя» - вышла нашумевшая статья «В саду у дяди Вани». Автор статьи дико возмущался: «Нечистоплотные музыканты Хвостов и Доценко берут деньги с посетителей». Игорь Доценко потом так всем и говорил: «Да, мы с Хвостом нечистоплотные, не моемся месяцами. А деньги с посетителей на баню собираем». И никто не пострадал.
«Мурку!»
- Однажды ресторатор Иванкин настоятельно потребовал от меня не опускаться в его элитном заведении до «Мурки», - вспоминает Колесов. - Я следовал его совету, пока не произошел такой случай. Сижу, наигрываю джаз, подходит посетитель с кулаками размером с мою голову, как положено - бритый, с толстенной золотой цепью, кладет на рояль крупную купюру, коротко бросает: «Мурку!» Возвращается на место, садится на стул, медленно сползает с него, почти ложится, закидывает ногу на ногу и угрожающе-молча смотрит в мою сторону. Что бы сделал на моем месте Иванкин - не знаю. Но я вдохновенно зашелестел по клавишам заказанное произведение. В итоге оба остались довольны. Кстати, не знаю, как другие музыканты, а мне лично нравятся и «Полонез Огиньского», и «Мурка». Все зависит от того, как их исполнить.
Как это было
- Первый раз я пошел в ресторан, когда мне исполнилось 18 лет. Это был 1979 год. Я получил на заводе первую зарплату - 340 рублей, по тем временам огромные деньги (мои родители получали 120 рублей)! - говорит калужанин Виктор ЧЕРНОВ. - Собрал друзей, причем двоим из них было по 16 лет. Швейцар в «Колосе» не хотел нас пускать: «А деньги-то у вас есть? Вы чего пришли?» Тогда я демонстративно вытащил деньги, скрученные трубочкой и перетянутые черной резинкой (где-то в кино видел и решил так же сделать), подбросил эту трубочку вверх. Но швейцар не унимался: «А сколько этим друзьям лет? Им пить нельзя - малы еще!» В общем, упросили швейцара под мою ответственность как старшего пропустить нас, обещали, что юные товарищи будут пить только лимонад. Когда подошла официантка, мы просто обалдели: три верхние пуговицы ее блузки были расстегнуты… Не каждый день увидишь такое декольте!
Погуляли тогда хорошо. Счет зашкалил за 100 рублей.
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!
