Купцы строили в Калуге целые кварталы

Опубликовано: 25.05.2011 11:12 0 3833
На днях некоторые улицы Калуги перевели на одностороннее движение. Из-за огромных пробок многие стали поговаривать о расширении улиц, обустройстве «карманов» и стоянок для автомобилей. Интересно, что эта проблема была знакома калужанам и 100 лет назад, правда, не в таком масштабе.
Вообще, улицы в Калуге всегда были узкими и тесными. Центральная улица Садовая (ныне - Кирова) имела ширину 50 метров. А средняя ширина городских тротуаров в начале ХХ века была около 2 метров. Причем конок и трамваев в нашем городе не существовало, только частные извозчики. А вот они любили полихачить! Бедным прохожим иногда приходилось жаться вплотную к домам, чтобы не попасть под копыта несущейся лошади.
Зато в Калуге 100 лет назад имелся один автомобиль, который совершал рейсы от вокзала до центра. Правда, ездил он только тогда, когда на вокзал прибывал поезд. В 1914 году частный предприниматель по фамилии Паллюлион предложил устроить пассажирское автомобильное сообщение в вагонах-автобусах. Но гордума ему в этом отказала, решив разработать трамвайное движение. В итоге первый автобус пустили только в 1929 году. А до трамваев дело так и не дошло.

Здесь хранили зерно
От парка начиналась Семинарская улица, которая огибала подножие бульвара и превращалась в Лабазную, идущую параллельно Оке до встречи с Воробьевкой. Слово «лабаз» означало «помещение для хранения зерна». Дело в том, что эта улица шла к берегу, где у торговцев хлебом, зерном и мукой были построены хранилища и сараи. Зерно прибывало по реке на судах и потом переправлялось дальше или отвозилось на мельницы.
Построил купец
Часть улицы Театральной (там, где сейчас ТЮЗ и двухэтажные дома) имеет свою историю. В 1902 году купец Власов выиграл 200 тысяч рублей и решил построить большой дом «на бойком месте». В домах Власова разместились кафе «Централъ», синематограф «Унион» (позже - кинотеатр «Ударник»), магазин компании «Зингер» и салон фотографии «Идеал».
Здесь жил почмейстер
Телеграф появился в Калуге в 1915 году для Крестьянского поземельного банка. Здание международной телефонной станции построили в 1975 году. Рядом, в неприметном двухэтажном домике в Почтовом переулке (ныне - ул. Кропоткина, 2), в начале ХIХ века жил почтмейстер Андрей Якубович. Его жена Екатерина знала Пушкина. Она была сестрой лицейских друзей поэта.
Усадьба с садом
Улица Стеклянников Сад называется так, потому что здесь когда-то была богатая усадьба Стеклянникова с шикарным фруктовым садом. До 1910 года это место считалось окраиной города, но затем район стали застраивать.
Вдоль по Широкой
Улица Степана Разина, которая идет от площади Победы до улицы Салтыкова-Щедрина, называлась Широкой, а еще раньше, в начале XIX века, - Беговой. В то время здесь был бульвар, тоже носивший название «Беговой». Он тянулся на 400 метров и был засажен тополями и ясенями.

Три в одном
Тульская улица когда-то делилась на три отрезка, каждый из которых имел свое название. От улицы Луначарского - Венская, один квартал до улицы Степана Разина - Сурнинская, дальше - Болдасовская (в народе - Болдасы) - по названию ручья Болдасовка, протекавшего в тех местах. В 1918 году эти отрезки переименовали в проспекты Лермонтова, Крыленко и Зиновьева. В 30-е годы ХХ века улица стала называться Тульской. Здесь находились лагеря двух полков, местные артиллерийские парки, городские скотобойни, кирпичные сараи, каменоломни. Движение было большим, а улица долгое время оставалась немощеной.

Автор: Татьяна СВЕТЛОВА.
Фото:
Сергея КОНСТАНТИНОВА
Валерия КОЗЬЯНИНА
Игоря РУЛЕВА.
Опубликовано: 25.05.2011 11:12 0 3833
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев