Как калужане запускали «Буран»

Опубликовано: 14.04.2011 11:32 0 2542
Калужане Станислав Гацевич и Владимир Митрофанов вписали свои имена в историю отечественной космонавтики.
«Буран»
15 ноября 1988 года в 6 часов утра по московскому времени мощная ракета-носитель «Энергия», оснащенная четырьмя двигателями высотой 60 метров, с космическим кораблем «Буран» (общий вес — 2200 тонн) взмыли в небо. На борту не было людей, хотя в носовой части «Бурана» размещались кабина и каюта общей площадью 70 квадратных метров, рассчитанная на 10 человек. Грузовой отсек мог вместить орбитальную станцию «Мир». Всего «Буран» способен был поднять до 30 тонн груза. Предполагалось, что он будет выводить в космос спутники и доставлять грузы на летавшую тогда орбитальную станцию «Мир».
На высоте 120 км корабль отстыковался от ракеты-носителя, самостоятельно вышел на рабочую орбиту на высоте 260 километров и, сделав два витка вокруг Земли, пошел на посадку. Первый полет «Бурана» длился 205 минут. За триумфом на космодроме «Байконур» наблюдал по телевидению весь мир.

Из космоса встречали всем городом
А непосредственными свидетелями запуска и приземления «Бурана», помимо государственных официальных лиц, были те, кто служил на стартово посадочном комплексе. Многие из них впоследствии стали нашими земляками, калужанами, заселив новый микрорайон, который так и назвали — «Байконур».
— В нашу задачу входило строительство специальных технических, стартовых и посадочных комплексов со своими подъездными путями и инженерными коммуникациями, предназначенными для приема ракеты-носителя и корабля, их хранения, сборки, испытаний и стыковки, — говорит полковник в отставке Владимир Митрофанов.
— Посадочная полоса, над которой мы работали 7 лет, была уникальна: она самая большая в мире, — рассказывает полковник в отставке Станислав Гацевич, ныне — калужанин, а в прошлом — один из руководителей строительства комплекса для «Энергии–Бурана». — Начали мы ее строить в 1980 году, а закончили— в 1987 м. Посадочный комплекс расположен в 12 км от стартового сооружения. В его состав входили объединенный командно-диспетчерский пункт (ОКДП) и взлетно-посадочная полоса. Длина — 4500 м, ширина — 84 м, толщина — около полуметра. Она была идеально ровной. Представьте, ее даже шлифовали специальными шлифовальными машинками. Кроме того, ВПП имела так называемые «зоны безопасности» по 3 метра с каждой стороны и по 500 — с торцов. А для посадки «Бурана» потребовалось всего полтора километра. При спуске с орбиты корабль входил в плотные слои атмосферы со скоростью, в 25–28 раз превышающей скорость звука, и гасил ее за счет сопротивления воздуха. Скорость при посадке была более 300 км/час.
— Запуск и посадку наблюдал весь город, — продолжает Владимир Митрофанов, служивший на Байконуре под руководством Гацевича. — Это был настоящий праздник! Все, от мала до велика, высыпали на крыши домов. Взрослые с шампанским и закусками! День выдался, как на заказ, — ясный, солнечный. Мы наблюдали красивейшее зрелище! Старт был назначен на утро. Все было прекрасно видно, как на ладони. Когда увидели корабль, благополучно возвращавшийся на посадку, все обнимались и кричали «ура!» Правда, сел он со второй попытки. Об этом практически никто никогда не говорил. Это был первый в мире полет космического аппарата в космос и спуск его на Землю под управлением бортового компьютера.

«Буран» был обречен?
— Стартовый комплекс для тяжелой ракеты-носителя «Энергия» и «Бурана» создавался не на пустом месте: было решено использовать то, что осталось от стартового комплекса «Раскат» для лунной ракеты H1, — уточняет Станислав Клементьевич.
Кстати, потом этот факт стал предметом горьких шуток: построенные на «гиблом» месте новые «старты» разделили судьбу предыдущих, и, хотя гигантская «Энергия» дважды успешно слетала в космос (в 1987 и 1988 годах), от ее использования в конце концов отказались.
Достойный противник «Шаттла»
Вплоть до 1985 года работа над проектом велась в атмосфере абсолютной секретности и о «Буране» знали лишь немногие посвященные. Мы готовили достойный ответ американскому «Шаттлу».
— «Буран» был примерной копией своего американского соперника, — рассказывает полковник Гецевич. — Однако между ними имелись и существенные различия. И главное преимущество было в том, что «Буран» мог летать в автоматическом режиме и приземляться совершенно самостоятельно, тогда как «американец» был рассчитан лишь на пилотируемые полеты. Кроме того, наш мог за один полет выполнить несколько заданий. Но полностью полагаться на технику ученые опасались: нужны были пилоты, способные посадить корабль в любых условиях. И такие пилоты, готовые полететь на «Буране», как только будет приказ, были.

Ни один человек на «Буране» в космос так и не поднялся
Судьбы этих летчиков испытателей сложились трагически. Практически все, готовившиеся к полету на «Буране», за исключением командира отряда Игоря Волка, погибли один за другим при разных обстоятельствах. Как впрочем, и сам «Буран».
«Буран» начали разрабатывать в середине 70 х как ответ на создаваемую в то время многоразовую систему «Спейс–Шаттл» — первый шаг Пентагона к так называемым «звездным войнам».
В мае 2002 года на Байконуре на крышу одного из корпусов взобрались строители-ремонтники. Крыша рухнула. Под завалом погибли все 8 рабочих и легендарный «Буран».

Печальная судьба «Буранов»
— «Буранов» было несколько, и их судьба оказалась такой же незавидной, — печалится Владимир Дмитриевич. — Второй полностью сделанный корабль, так и не полетевший за пределы планеты, сейчас стоит в экспозиции Музея космодрома Байконур. Третий гниет на Химкинском водохранилище. А ведь у нас, калужан, жителей микрорайона «Байконур», есть все основания заполучить этот корабль. Отреставрировать и установить его в Калуге. Но для этого нужны желание и спонсоры. Еще два корабля, едва начав собирать, разобрали. Единственная благополучная судьба — у «Бурана», сделанного не для полетов в космос, а для испытаний в атмосфере: его за несколько миллионов евро продали немецкому музею в городе Шпейер. •

из истории вопроса
Обмелевшая Ока не позволила «Бурану» «приземлиться» в Калуге
Рассказывают, что в 80 х годах была идея передать один из «Буранов» в наш город.
Сначала космический корабль хотели перевозить на барже из Нижнего Новгорода по Оке. Но в тот год река обмелела, и судоходный путь отпал.
Решили было перевезти его по трассе Москва — Киев, но и здесь нашлись противники, решившие, что подобное мероприятие парализует трассу на длительное время.
Потом грянули другие времена, и «Буран» так и остался в Москве, где сейчас догнивает на берегу Химкинского водохранилища...

Автор: Александр Фалалеев, фото Игоря Рулева.
Опубликовано: 14.04.2011 11:32 0 2542
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев