Изразцы калужских мастеров успокаивали нервы Екатерине II
Более 300 лет калужане изготавливали из глины плиточки для украшения домов и печей.
Впервые изразцы внутри дома в Калуге появились в Палатах Коробовых.
Там стояли «две печи ценинныя», о которых упоминается в записях 1697 года.
Но, когда после революции дом оказался бесхозным,
наши сограждане его разгромили.
Более 300 лет калужане изготавливали из глины плиточки для украшения домов и печей.
— Калуга славилась своими керамическими изделиями на всю Россию, изразцы продавали в Москве, Питере и даже доставляли их в царский двор. Их заказывал архитектор Растрелли, — рассказывает научный сотрудник отдела культурно-просветительской работы Калужского областного краеведческого музея Елена БЕСПАМЯТНОВА. — Существует легенда, что Екатерина II очень любила изразцы калужских мастеров и говорила, что их рисунок успокаивает ей нервы.
В ХVII веке в нашем городе уже делали изразцы, но они украшали не печи, а фасады домов и храмов. Изразцы были изумрудно-зеленого цвета, выпуклые, рельефные, и назывались «муравленые». Калужане любили изображать на них растения и животных, и все делалось вручную. Украсить ими дома могли позволить себе только богатые калужане: 30 изразцов стоили столько же, сколько лошадь.
Изразечных дел мастера жили недалеко от Ильинской церкви на улицах Горшечной (ныне Первомайская), Ильинской (Кутузова) и в Жорином переулке (1-й Красноармейский переулок). Династии Свечниковых, Рыжовых, Ланеевых, Фалеевых, Кушивниковых имели свои цеха.
В ХIХ веке по всей стране гремела слава о предприятии Матвея Кузнецова, находящемся в поселке Песочня. Этот завод ранее принадлежал крупному промышленнику Сергею Мальцову — владельцу Людиновских заводов, изготавливавших первые рельсы. Но когда его дела разладились, Кузнецов взял в аренду именно это предприятие. Дело в том, что Мальцева уважали, а у промышленников того времени дружеская поддержка была в почете.
В Палатах Макаровых вслед за Коробовыми тоже появились роскошные изразцовые печи. Это были кобальтовые изразцы — самые дорогие для XVIII века.
Калужские мастера придумывали свои рисунки: корзиночка, деревце, гранат, колокольчик.
Эти изображения — местные и в других городах не встречаются.
На рубеже ХIХ – ХХ веков рисунок на изразцах стали наносить при помощи печати (деколь).
Изразцы стали дешевле. В это время в моде были пейзажи, а также простые белые изразцы,
посередине которых один — расписной.
Советская власть привнесла в изразцы свои рисунки. На печах появились серп и молот, и даже...
портрет Карла Маркса.
Калужские мастера придумывали свои рисунки: корзиночка, деревце, гранат, колокольчик.
Эти изображения — местные и в других городах не встречаются.
На рубеже ХIХ – ХХ веков рисунок на изразцах стали наносить при помощи печати (деколь).
Изразцы стали дешевле. В это время в моде были пейзажи, а также простые белые изразцы,
посередине которых один — расписной.
Советская власть привнесла в изразцы свои рисунки. На печах появились серп и молот, и даже...
портрет Карла Маркса.