«Отчеканить Ленина могу даже с закрытыми глазами!»
Мы познакомились с калужанином, который изготовил множество
известных в городе скульптур. В их числе — монумент в честь
освобождения Калуги 50-й армией, памятник медсестрам и та самая медная
фигурка девочки под зонтиком, которая некогда украшала фонтан в парке.
Валерий Александрович Родионов пришел в редакцию нашей газеты после того, как мы опубликовали статью о случайно найденной на складе городского парка фигурке девочки под зонтиком. Когда-то она украшала парковый фонтан. А лет 10 назад скульптура стала жертвой неизвестных вандалов. Злоумышленники отпилили девочке голову, руку с зонтиком и ноги.
— Я мог бы попробовать восстановить ее, — огорошил нас Валерий РОДИОНОВ. — Дело в том, что эту девочку делали мы с напарником Валерием Ереминым. Я в то время работал чеканщиком на нашей скульптурной фабрике.
Мы разговорились, и неожиданно выяснилось, что руками Валерия Александровича сделано множество памятников не только в Калуге, но и в России и даже за ее пределами.
Это снимок гипсовой модели, по которой и была сделана скульптура девочки под зонтиком,
долгие годы украшавшая фонтан в городском парке.
долгие годы украшавшая фонтан в городском парке.
Пластилиновый медведь на мотоцикле
В детстве Валерий Родионов мечтал стать археологом. А еще он превосходно лепил из пластилина разные фигурки.
— Помню, был в пионерском лагере, там проходил конкурс. Я для него слепил из пластилина медведя на мотоцикле. Занял первое место! — улыбается мой собеседник.
Однако ни скульптором, ни археологом Валерий Александрович не стал. После школы пробовал поступить в Бауманский, но провалился на экзаменах. Да и мысль стать инженером особо душу не грела.
— Устроился я на Калужский телеграфный завод, — вспоминает Валерий Родионов. — Правда, надолго там не задержался.
Отец одного из моих товарищей работал на скульптурной фабрике. Как-то мы разговорились, и его рассказ очень увлек меня. Сразу вспомнилось детское увлечение лепкой. В общем, я уволился с телеграфного и устроился на «скульптурку» чеканщиком.
Чаще всего Валерию Родионову приходилось чеканить
памятники вождю революции. По понятным причинам это был самый массовый заказ.
памятники вождю революции. По понятным причинам это был самый массовый заказ.
Очень скоро Валерия Александровича заметили и стали поручать ему самые сложные и ответственные задания.
Монумент в честь освобождения Калуги 50-й армией, памятник медсестрам, художественно-архитектурный комплекс в честь 600-летия Калуги, скульптура девочки под зонтиком — это лишь малая часть того, к чему приложил руку Родионов.
Чаще же всего скульпторам приходилось изготавливать памятники Ильичу.
— Мы столько этих Лениных сделали! Каждую неделю по нескольку чеканили, — рассказывает Валерий Александрович. — Это был самый массовый заказ. Я Ленина с закрытыми глазами даже сейчас могу отчеканить.
Однажды на работу Валерия Родионова обратил внимание известный в то время скульптор Георгий Франгулян.
— Он предлагал мне ехать в Москву учиться, говорил, что у меня есть талант к скульптурному делу, — говорит мой собеседник. — Но у меня к тому времени уже семья была, ребенок. Куда поедешь?
«Умри, но сделай!»
А потом была командировка в Монголию. В 1984 году правительства СССР и МНР подписали соглашение о сооружении в этой стране монумента в честь победы советских и монгольских войск над японцами на реке Халхин-Гол. Работу над проектом поручили Калужской скульптурной фабрике, передовой бригаде Валерия Родионова. Когда все детали монумента были изготовлены, чеканщики отправились в Монголию — монтировать памятник.
— Часть монумента устанавливали мы, часть — москвичи, — говорит Родионов. — Мы приехали на месяц позже, нас было в два раза меньше. К тому же нам досталось самое плохое оборудование. Но, тем не менее, мы свою работу выполнили всего на день позже, чем столичные специалисты.
Не успела бригада Валерия Александровича вернуться из Монголии в Калугу, как ей поручили новое задание — делать флаг для музея имени Ленина в городе Фрунзе.
— Объем работы был очень большой, а времени — всего месяц-два, — продолжает свой рассказ Валерий Родионов. — А тогда как было? Умри, но сделай! Мы успели в срок, хотя пахать пришлось много.
Переутомление, стрессы сделали свое дело. Однажды Валерий Александрович потерял сознание и три месяца не приходил в себя.
Врачи поставили на нем крест.
— Но я выкарабкался, благо спортом занимался, — говорит Родионов. — И когда через год врачи увидели меня живого и практически здорового, они просто не поверили своим глазам.
Мечты сбываются!
Из-за болезни с любимой работой пришлось расстаться навсегда. Отголоски того недуга дают о себе знать и сейчас. Но Валерий Александрович — оптимист, рук не опускает. Серьезно увлекается фотографией, рыбалкой. А лет семь назад сбылась, наконец, его детская мечта стать археологом.
— Купил я себе кладоискатель, — смеется Валерий Родионов, — и теперь каждую весну езжу по деревням, ищу всякие старинные вещицы. Вы даже не представляете, какой это кайф!
— А мечта у вас какая-нибудь есть? — интересуюсь я.
— Мечта? — на мгновение мой собеседник задумывается. — Девочку с фонтана хотел бы восстановить. Думаю, что это не очень сложно. Нужно только понять, насколько сильно она пострадала.
был случай
Знаменитую «голову Гагарина», которая установлена на въезде в Калугу, тоже чеканила бригада Валерия Родионова. С этим памятником связана забавная история. Вначале предполагалось, что его установят в столице, но худсовет по какой-то причине памятник не принял, и его решили оставить в Калуге.
— На установку приехали сам скульптор — Лев Ефимович Кербель, областное и городское руководство, — вспоминает Валерий Александрович. — Вот уже пора поднимать и приваривать голову, но тут выясняется, что крановщик неприлично пьян. Срочно стали искать замену. Наконец, нашли, начали устанавливать голову, а она ни в какую не хочет становиться на нужное место. Часа два провозились.
Валерий Александрович РОДИОНОВ родился и вырос в Калуге.
Закончил школу № 14.
Более 10 лет проработал чеканщиком на Калужской скульптурной фабрике.
Увлекается фотографией, рыбалкой, историей и археологией.