Сыщик Шитиков в одиночку задержал банду
В начале прошлого века гастролеры-грабители разъезжали по всей России, не обошли они своим вниманием и Калугу.
В начале прошлого века гастролеры-грабители разъезжали по всей России, не обошли они своим вниманием и Калугу.
На следующее утро на каждом углу судачили кумушки:
— Что случилось?
— Банду, говорят, ловили, убийц. Они в наш город на автомобилях приехали, в «Киеве» остановились. У них и ружья, и пистолеты были. Всю ночь от полиции отстреливались. Мостовая сплошь кровью залита. Жуть что было.
«Приличные вроде люди, в пальто на хорьковом меху»
На самом деле при ликвидации банды никто не пострадал. Грабителей преследовал всего один полицейский.
Накануне он возвращался домой поздно, в десять часов вечера. Шел вверх от почтамта к Новому Торгу по Кутузовской улице (сейчас это улица Театральная). Горожане ложились спать рано, поэтому прохожих на дороге не было. Фонари светили тускло, да и было их не так уж много. Вдруг в тишине раздался звон разбитого стекла.
— Я насторожился, прислушался, — показал на следствии Василий Шитиков. — Но так ничего и не услышал больше. Иду вперед, по сторонам оглядываюсь: темно, пусто. Прошел метров 150 и вдруг вижу: стоят несколько человек у одного дома. Подошел поближе — приличные вроде люди, одеты в пальто на хорьковом меху. Увидели меня и пошли потихоньку вверх по улице. Я — за ними.
Золото выставили на витрину
Когда Шитиков подошел к тому месту, где еще несколько секунд назад стояли незнакомцы, то увидел на тротуаре два серебряных бокала. Дальше — осколки разбитого стекла — все, что осталось от витрины ближайшего магазина. К слову сказать, известного часового магазина, принадлежавшего калужанину Шлем Хаиму Хазанову, в витринах которого стояли серебряные и золотые изделия, часы, забавные и очень дорогие механические игрушки. Сюда частенько наведывались первые лица губернии, чтобы купить подарки своим близким. Хазанову присылали товар не только из Москвы, но даже из Швейцарии и Парижа.
Один против троих
Надзиратель сыскного отделения сразу понял, что дело нечисто. Мог бы, не поднимая шума, отправиться домой. Все-таки «хорьковых воротников» было трое, а он — один. Да еще неизвестно — может, грабители вооружены, но Шитиков решил действовать иначе. На углу Кутузовской и Старо-Мясницкой (нынче это ул. Достоевского) он догнал незнакомцев и схватил одного из них за рукав.
«А ну, стойте!» — только и успел крикнуть надзиратель, и грабители тут же набросились на него с кулаками.
«Души его, стреляй!» — вопили бандиты. В потасовке Шитиков каким-то чудом сумел вытащить из кобуры наган и выстрелить в воздух. Нападавшие бросились наутек. По дороге они выбрасывали из карманов металлические предметы, которые «издавали при падении нежный звон».
Шитиков выстрелил в воздух еще два раза и бросился вслед за убегавшими. Те свернули в первый попавшийся темный переулок, который вел к баням Давигоффа, располагавшимся в Березуйском овраге.
Не добежав и до середины переулка, троица остановилась. «Пожалуйте к нам поближе. Мы с вами справимся», — заявил один из бандитов полицейскому. Рассчитывали напугать, но не на того напали. Шитиков выстрелил в грабителей, и погоня продолжилась. Двоим преступникам удалось перемахнуть через забор ближайшей усадьбы и скрыться. Одного Василий Юрьевич задержал.
Подельников поймали в Ярославле
Свою личность грабитель не раскрывал неделю, но потом все-таки раскололся. Рассказал, что ему 19 лет, родом он из города Канска Томской губернии, зовут Яков Моисеевич Иссера, мещанин. Подложный паспорт на имя Николая Ивановича Протелова ему «справили друзья», с которыми Яша познакомился в томском доме терпимости. Там же приятели договорились совершить преступное турне по центру России.
Двух Яшиных подельников полицейские задержали в Ярославле и этапом доставили в Калугу. Один из них оказался мещанином из Канска по имени Степан Иванович Травянкин, а второй был личностью легендарной. По паспорту — Содик Иеселевич Залманов-Сонин, мещанин местечка Добромыслова Могилевской губернии. Он же — Август Карлович Герман, он же — Даниил Пшидецкий, он же Георгий Прожидесский, он же Григорий Николаевич Смирнов. Известный вор и грабитель. В действительности он оказался лишенным прав дворянином Херсонской губернии Сергеем Николаевичем по фамилии Чигир. На тот момент ему было 27 лет. Дворянства Чигир лишился из-за того, что был судим за грабежи и кражи.
от редакции
К сожалению, сведений о том, был ли награжден Василий Шитиков за свой героический поступок, в материалах дела не сохранилось. Неизвестно также и то, как были наказаны грабители. Возможно, главаря банды Сергея Чигиря за все совершенные им преступления отправили на каторгу. Была такая практика.
В следующих номерах мы продолжим публиковать истории из криминального прошлого Калуги.
Благодарим за помощь в подготовке материала Калужский областной архив.