«Рядом с ним чувствуешь близость Бога»
23 октября православные христиане отмечают день памяти святого Амвросия Оптинского.
![](/image/uploads/images/050/opt2.jpg)
23 октября православные христиане отмечают день памяти святого Амвросия Оптинского.
Старец стал известен еще при жизни. Его личностью восхищались писатели Лев Толстой и Федор Достоевский, великий князь Константин Романов и знаменитый философ Владимир Соловьев. К нему шли люди со всей России. А между тем отец Амвросий почти всю свою жизнь был прикован к постели.
Из учителей в монахи
Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился в ноябре 1812 года в Тамбовской губернии. Его отец был пономарем, вся семья — православная, глубоко верующая.
Саша подрос и решил поступить в духовное училище. Однако после окончания учебы в священники Саша не пошел, а стал домашним учителем в помещичьей семье. Затем — преподавателем липецкого духовного училища.
Пережив тяжелую болезнь, Александр дал обет постричься в монахи. Через четыре года Гренков прибыл в Оптину Пустынь. Здесь он принял постриг и был наречен Амвросием. После этого он тяжело заболел еще раз. Да так сильно, что навсегда подорвал здоровье. Болезнь приковала его к постели на всю оставшуюся жизнь.
«С вами Господь!»
Старец был прозорлив. Толстой после беседы со старцем сказал: «Этот отец Амвросий совсем святой человек. Когда с таким человеком говоришь, чувствуешь близость Бога».
Пришел к отцу Амвросию один раз молодой священник. За год до этого назначенный по собственному желанию на самый последний приход. Не выдержав скудной жизни, священник решил попросить у старца благословения на перемену места. Еще издали старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, спросил старца, что значат его слова. «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник — Бог! Иди назад и не бойся ничего. Все будет хорошо!» — ответил старец. Священник вернулся в свой приход и через много лет прославился как второй Амвросий Оптинский.
советы святого Амвросия
«Надо жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».
«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится — чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».
«Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее».
«К службе церковной непременно надо ходить, а то болен будешь. Господь за это болезнью наказывает».
«В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби».
«Читайте «Отче наш», но не лгите: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем...»
«Когда проснешься, сначала перекрестись. В каком состоянии будешь с утра, так и на целый день пойдешь».
«Можно не при всех креститься, а по рассмотрению, при ком можно, а то и не надо, в уме же молитву должно сотворить».
«Кто сердится, тот лишается покрова Божьего. Нужно молиться без злопамятности».
«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть — от гнева, гнев — от гордости».
«Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».
«Учить — это небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять — большие камни на колокольню таскать».
«Господь почивает в простых сердцах. Где нет простоты, там одна пустота».
«Кто уступает, тот больше приобретает».
«Лицемерие хуже неверия».
«Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет».
«Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».
«Любовь все прощает, долго терпит, не осуждает, ничего чужого не желает, не завидует».
«Если Господь не попустит, никто нас обидеть не может, кто бы он ни был».