Гимназисткам запрещали смотреть на мальчиков
Порядок в женском епархиальном училище был строгим.
Порядок в женском епархиальном училище был строгим.
10 ноября после торжественного молебна и напутственных речей училище открыли.
Вскоре места стало не хватать, и через 6 лет пришлось приобрести соседний дом купца Золотарева, в котором разместили классы и общежитие для 170 девочек. А к главному зданию пристроили третий этаж.
Уроки начинались с молитвы
На первом этаже училища находились раздевалка и учительская. На втором и третьем этажах — классы, библиотека и зал для торжественных сборов. На четвертом и третьем — спальни учащихся и домашняя церковь в честь св. великомученицы Екатерины, в которую утром и вечером учениц водили молиться. На четвертом этаже была комната начальницы училища и комнаты классных дам, поэтому тишина здесь соблюдалась особая.
У учениц была форма — шерстяное темно-зеленое платье и черный фартук (в торжественные дни — фартук белый). Режим в училище был строгий. Классная дама контролировала все и проверяла дневники учениц.
Каждый день избирались дежурные по классу; они на переменах открывали окна, следили за чистотой доски и порядком в партах. Перед каждым уроком дежурный читал молитву.
Сначала девочки учились три года, с 1906 года — семь лет. Последний класс был педагогический. Изучали педагогику, психологию. Кстати, 20 лет физику и математику здесь преподавал Циолковский.
Выпускницы училища обычно становились учительницами церковно-приходских школ, библиотекарями, врачами.
К экзаменам готовились, сидя на дровах
Здание епархиального женского училища находилось напротив Богоявленской церкви. Возле училища был небольшой двор, в который часто въезжали извозчики с продуктами. Сюда же завозили запасы дров на зиму и складывали штабелями вдоль внутреннего забора. Любители готовиться к экзаменам в одиночку забирались на эти штабеля, чтобы их никто не потревожил.
Двор был огорожен только с трех сторон. В конце двора — крутой обрыв, заросший чертополохом, крапивой и колючками. Внизу находился женский монастырь. Несмотря на то что забора не было, никто ни разу не отважился здесь спуститься и отправиться гулять по городу.
Распорядок дня
7.00 — подъем, утренняя молитва, чай в столовой.
8.45 — начало уроков.
12.00 — большая перемена, завтрак (молоко и хлеб).
14.00 — окончание уроков, обед.
15.00 — 17.00 — прогулка.
17.00 — 18.00 — чай и свободное время.
18.00 — 21.00 — вечерние занятия.
21.00 — ужин.
21.30 — вечерняя молитва.
22.00 — отход ко сну.
Кокеток наказывали
— Обед в училище был обильный и разнообразный, — писала в своих воспоминаниях одна из выпускниц епархиального училища Александра Авдеева. — Во главе стола восседала классная дама. Она наливала супы, раскладывала вторые блюда и следила за тем, кто как кушает. После обеда учениц под надзором двух воспитательниц водили гулять: младших, до 4-го класса, — во дворе, где можно было гулять свободно вокруг больницы, поиграть в лапту, поговорить азбукой глухонемых через оконное стекло с подругами в больнице. Старших, начиная с 4-го класса, парами, в ногу, прогуливали вокруг Николаевской мужской гимназии. Изредка гуляли через Каменный мост.
Праздничные дни начинались с обедни в домовой церкви. На церковные службы в училище приходили посторонние — послушать девичий хор. Аккуратно, парами выходили мы после службы, стесненные позой и взглядами посторонней публики — не дай Бог, семинаристы! Пройти надо было тихо, благоговейно; неуклюжие, смешливые, кокетливые горько расплачивались за неосторожность. Так поддерживалась дисциплина, и ученицы были всегда подтянуты, скромны и прилежны.