Извозчики в Калуге брали за простой 60 копеек в час

В Калуге извозчики начинали работать чуть свет. У них даже была примета: если удастся посадить первого клиента по пути к стоянке, значит, день будет с хорошей выручкой.
12:15 23.10.2007
0 3814

В Калуге извозчики начинали работать чуть свет.
Все извозчики делились на одноконных лихачей, ночных «Ванек», «голубей со звоном» и «троечников» — занимавшихся катанием на тройках. В 1910 году летом плата за проезд составляла от 30 до 75 копеек. Если клиент просил подождать, то час ожидания стоил 60 копеек.

Из деревни — в город
Обычно извозом занимались крестьяне из окрестных деревень. Но конкуренция была большая. Новенького работника, если клиентов переманивать начнет, могли побить, а коляску сломать. Были среди извозчиков и хозяева. Это те, которые  держали несколько экипажей. К ним в работники нанимались в основном односельчане, которые  ежедневно к назначенному часу должны были привозить определенную сумму выручки. Если деньги не привозились, рос долг. Затем этот долг либо выплачивался, либо отрабатывался по хозяйству.
В 1916 году калужского полицмейстера Ростовского беспокоил наплыв в город зимних извозчиков. У крестьян закончились полевые работы, и они ринулись в Калугу на заработки. Однако не привыкшие работать в городе крестьяне вели себя непристойно. В деревне ведь можно было и заснуть, кобыла сама тебя довезет до дома. Кроме того, они нарушали закон — занимались извозом не зарегистрировавшись. Поймать же их было непросто. Остановишь кучера, а он говорит: «Я здесь не работаю, просто в город по хозяйству приехал, а добрые люди попросили подбросить их до дома, не смог отказать!»

Полицейских называли «фараонами»
Более 100 лет назад извозчики весьма «любили» городских полицейских, поскольку те останавливали их и собирали мзду. Извозчики обзывали блюстителей порядка «фараонами», «селедочниками» и «околодырями». Если у городовых было пусто в карманах, они запросто могли придраться к извозчику, сказав, например, что у него грязная одежда или номерной знак прибит не там. Такса штрафа за разные провинности  была от гривенника до рубля. Знакомая картина?
Разумеется, и в те времена среди городовых были порядочные люди, а среди извозчиков встречались и матерщинники, и драчуны, и нечистые на руку людишки.

Кнутом по спине
На каждой стоянке у извозчиков был свой староста. Он не выезжал в рейс, а следил за порядком на стоянке, получая с каждого кучера процент. Староста определял, кому когда выезжать. У любого извозчика была монета с загнутыми концами или дыркой посередине. Все эти монеты сбрасывались в шапку, и староста вынимал их, определяя, кому сейчас выезжать. С теми, кто нарушал порядок, староста не церемонился — бил кнутом по спине.

Кафтан отделывали мехом
Извозчиками ведала городская управа. Здесь они регистрировались, получали номер,  вид на жительство и удостоверение о политической благонадежности. Те, кто не достиг 18 лет, извозом заниматься не могли.
Одежда у извозчиков была особая и устанавливалась распоряжением городской управы. Они носили кафтан «на фантах» — с двумя сборками сзади, подпоясанный ремнем, и высокую шапку, расширявшуюся кверху. Некоторые любили пофрантить и отделывали свою форму мехом, в основном лисьим. У всех должна была быть борода и особая прическа – «в скобку». А непременным атрибутом был кнут, заткнутый за голенище сапога.
Татьяна Светлова.
Фото из частных коллекций калужан.

При подготовке материала была использована книга Евгения Фридгельма «Калуга и калужане: Быт и нравы жителей губернского города конца XIX — начала XX вв.»

Ну и ну!
Первый автопробег шел через Калугу

К 1917 году в Калуге было два легковых автомобиля. Один — у губернатора, второй — в распоряжении председателя окружного суда. Но еще в 1910 году через Калугу проходил автопробег! Его путь лежал из Петербурга через Москву и Киев обратно в Питер. В Калуге принялись ремонтировать дороги. В Малоярославец, насчитывавший в те годы всего 2 тысячи жителей, завезли 260 пудов бензина. И жители повадились к цистерне за горючим. Однако полицейские давали им от ворот поворот. Местные власти хотели даже вызывать подмогу, ведь в 1910 году на весь Малоярославец насчитывалось всего 14 полицейских, включая их начальство. Авторалли прошло практически без проблем. Только в Юхнове  дорогу автомобилям преградил пьяный извозчик. На требования городового очистить путь он только матерился и кричал, что никакая «фукалка» не заменит лошадь — самого преданного человеческого друга.
Однако прогресс не остановишь. Первый автобус в Калуге пустили в 1929-м, а первый троллейбус — в 1956 году. 

Дорогие читатели! Если у вас сохранились фотографии старой Калуги, необычные  вещи, вы знаете историю жизни своих калужских прадедушек и прабабушек, звоните нам в редакцию по тел. 79-04-54.
Пишите по адресу: г. Калуга, ул. Комарова, 36, «Калужский перекресток». Адрес электронной почты
st@kp.kaluga.ru

Автор: Vik
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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