«Комсомолка» запустила проект «Российские барды»

Опубликовано: 23.09.2011 10:06 0 1676
23 сентября, в киосках Калуги наблюдался очередной ажиотаж. Дело в том, что вслед за серией «Великие художники» издательский дом «Комсомольская правда» вновь решил обратиться к прекрасному. На этот раз - к музыке. Но к такой, которую никак не назовешь официально классической, хотя классики ей не занимать, – это барды.
Та «самодеятельная песня», которая начиналась на кузнях, у костров, в походах и на кораблях. Всегда – под гитару. И всегда – очень личная и очень честная.
Булат Окуджава, Александр Городницкий, Владимир Высоцкий, Юлий Ким, Виктор Третьяков, Олег Митяев, Вероника Долина, Татьяна и Сергей Никитины  Почти бесконечный список!
«Гренада», «Кавалергарды, век не долог…», «Александра, Александра…», «Ну что с того, что я там был?», «В нетрезвом виде авиатор не летает!», «Надеемся только на крепость рук. На руки друга и вбитый крюк…» – сколько этих строк бродит среди нас!

Самое потрясающее в том, что мы напеваем эти песни, иногда даже и не зная, кто их автор, но точно зная, что это – наши песни. Мы сами думаем теми же словами, строчками, аккордами.
Никто до конца не может, наверное, объяснить феномена авторской песни. Легко запоминается? Наверное. В большинстве случаев, чтобы петь, не нужно играть на гитаре, как виртуоз? И это тоже. Хватает дыхания и любого голоса? Да.
И еще немного: по сути, это дух целых поколений, действительно, передающийся от деда к внукам, но не на пластинках, не в сборниках со строгими нотами и портретами, а вот так – негромко, под гитару, в любом кругу.
Да, мы сделали свою коллекцию. 25 дисков. Подобрали песни на свой вкус, потому что весь этот звучащий океан не охватишь. Но, думаем, вам понравится.
В Калуге проект стартовал 23 сентября. Каждую пятницу в продажу будет поступать очередной диск коллекции!

Первые семь дисков коллекции

 Диск №1 Виктор Третьяков
Родился в Риге ровно полвека назад.
После службы в армии 6 лет работал инженером-конструктором на одном из рижских заводов. В 1981-м начал писать собственные песни: «Дал мне Бог писать стихи, И вот пошла морока, Получил я за грехи знание пророка…».
– Я приехал в Москву в 91-м с десятком песен на задрипанной кассете. Каким-то чудом достал пропуск на Королева, 12. Юра Бершидский, тогдашний музыкальный редактор «Взгляда», прямо в коридоре спросил: «Что привезли? Доставайте…» Я тут же проиграл несколько песен на диктофоне. Он: «Хорошо, пишем послезавтра…», – вспоминает Третьяков.
Так в Москве Виктор и остался. Со своими песнями исколесил потом страну – выступал во всех крупных городах, побывал с концертами во Франции, Германии, Америке, Голландии, Бельгии и Люксембурге.
Третьяков – почетный гость Грушинского фестиваля – не считает себя классическим бардом. Лауреат национальной премии «Шансон года» – не мнит себя шансонье. Но он и не эстрадный певец.
– Я просто… сочиняю песни, – пожимает плечами автор-исполнитель.
При этом Третьяков – отменный мелодист. Мы привыкли: если автор-исполнитель, это, как правило, расстроенная гитара и пара аккордов. Неправда! Настоящая авторская песня – это сплав музыки (не бренчания) и глубоких стихов. А третьяковский слог завораживает – практически каждая песня афористична, легко запоминается, но не проста, нет. Не случайно даже на радио его песни заказывают не по фамилии автора, а по запомнившимся строчкам. 

 
Диски №№2 и 3. Владимир Высоцкий
Родился в Москве в 1938 году, умер в 1980-м.
Его тексты давно разобрали на цитаты. «Разговаривать не надо, приседайте до упада. Да не будьте мрачными и хму-ры-ми-и!», «Идет охота на волков, идет охота...», «Соглашайся хотя бы на рай в шалаше...».
По песням Высоцкого еще в советское время многие сходили с ума. Но многие и не любили их за «блатную» романтику, за почти лагерный рык автора-исполнителя. За вздутые вены на его шее, за бешеную энергию, бьющую через край.
На концертах у Владимира Семеновича даже спрашивали: «Браток, где срок тянул?» Парадоксально, но это высшая похвала. Артист «не тянул», зато как понял полстраны, отсидевшей на нарах!
Высоцкий будил зрителя, как ушатом ледяной воды окатывал. А может, только так с нами и надо?

 Диск №4 Александр Городницкий
Родился в 1933 году в Ленинграде, там же живет и работает.
Городницкий любит рассказывать, как однажды на севере его привели на могилу и сказали: «Вот тут лежит тот самый парень, что написал великую песню – «От злой тоски не матерись»… Городницкий обомлел. Ведь автором бессмертных строк был он! У него вся судьба такая – то «севера», то океан, вечное движение. Всю жизнь Городницкий ищет Атлантиду. Тот край, где еще жива романтика. Его так же, как Визбора, Окуджаву, Берковского, Высоцкого, считают одним из основоположников жанра авторской песни в нашей стране. Он выпустил около 50 пластинок, дисков и видеокассет, написал 28 книг стихов и мемуаров. И, что совершенно удивительно для мира бардов, его песни и стихи переводились на другие языки.

 Диск №5 Леонид Сергеев
Родился в 1953 году в городе Бресте, живет в Москве.
Для того чтобы увидеть поэзию в советско-загсовском «штампе»: «Дорогие граждане брачу-у-ующиеся…», нужно быть очень талантливым человеком с большой фантазией! Леонид Сергеев оказался именно таким. Это он прославил бардовскую песню в форме юморного мюзикла-моноспектакля. И вот уже народ хором в залах и у костров, умирая от смеха, подпевает его знаменитой «Свадьбе»: «А горько-горько, а всем нам горько!..» И «Хоккею»: «Ребята, родные, за вас вся Россия, большая Россия, она не простит! Болельщики просят, правительство спросит! Вперед, мои лоси, судья уж свистит!» Стихи он начал писать еще в школе, тогда же и музыку. Но, как у большинства бардов, профессия Леонида имеет мало общего со сценой. Историко-философский факультет, работа журналистом... И все же прославила его именно песня. Участник бардовского ансамбля «Песни нашего века» по сей день работает в Москве и собирает залы поклонников.

 
Диски №№6 и 7 Булат Окуджава
Родился в 1924 году в Москве, умер в 1997-м в Париже.
Похоронен в Москве.
«Неистов и упрям...» называлась первая песня, которую Окуджава сочинил в 1946-м, когда учился в Тбилисском университете.
До этого был фронт, куда он, не окончив 10-го класса, ушел добровольцем. Еще раньше – трудное детство: в 1937-м его отца расстреляли, а мать отправили в лагерь. Неистовство и упрямство плотно вошли в характер и жизнь Окуджавы, в его поэтичесткие строки и в музыкальные фразы. «До свидания, мальчики», «Полночный троллейбус» – эти песни и теперь волнуют – даже не верится, что родились в 1950-х. А почему «Ах, Арбат, мой Арбат», «Дежурный по апрелю», «Надежды маленький оркестрик», наконец, «Возьмемся за руки, друзья!» проникают нам в душу так глубоко? Почти все эти песни сначала исполнялись самим Окуджавой, которого потом назовут патриархом нового жанра – «авторская песня»


Все диски коллекции
(каждую пятницу в продаже очередной CD - диск + мини-книга об авторе.)
  
   
   
   
   
   
   
   
   



Автор: Сергей ПЕТРОВ.
Опубликовано: 23.09.2011 10:06 0 1676
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев