«Без вины виноватые» сорвали бурю аплодисментов
Михаил Кузнецов сказал: «Место актера – в буфете!», - и зрители премьерного спектакля в это поверили.
Вчера, 7 апреля, на премьере спектакля «Без вины виноватые» зал был полон. Так же как и амфитеатр, и оба яруса. Вроде бы ничего необычного, - театр к зрительскому вниманию давно привык. Но о том, что спектакль удался, можно было судить уже по гробовому молчанию в зале в самых драматических местах. И даже свойственные любой премьере неровности и неточности зрители прощали сразу, поскольку все искупалось вдохновенной игрой актеров, замечательной режиссурой и хорошим вкусом художника-постановщика Сергея Рябинина.
С одной стороны, в центре сюжета, как и полагается, стоит трагедия матери, потерявшей сына и через всю жизнь пронесшую это горе. С другой – вечные понятия правды и лжи.
Мелодраматизм Надежды Ефременко - не пустой звук, она умеет вызвать сочувствие, и даже слезы. И в этот вечер она играла потрясающе! Кручинина - это 100% ее роль.
Вообще, надо сказать, все актеры играли очень вкусно. Чувствовалось – от всей души. А как же иначе? Ведь пьеса о них, о людях театра и о тех, кто сидел в зале – меценатах и поклонниках. И зрители с удовольствием впитывали этот пленительный мир театрального закулисья с его нелепостями, разочарованиями и праздниками, мир актеров, ярких эмоций, интриг, где жизнь и игра сливаются в единое.
Московский режиссер Анатолий Бейрак собрал замечательный актерский ансамбль. Надежда Ефременко, Евгений Сумин, Елена Соколова, Дмитрий Денисов, Михаил Кузнецов, Дарья Кузнецова, Ирина Бургонова, Валерий Смородин, Сергей Корнюшин, Леонид Клёц, Николай Каверин - актеры разных поколений.
Зрители наслаждались игрой Елены Соколовой в роли актрисы Нины Павловны Коринкиной. И с особым смаком жил на сцене комик Шмага (заслуженный артист России Михаил Кузнецов). Как здорово он произносит крылатую фразу – «Истинное место актера - в буфете!»
Пьеса Островского об актерах провинциального театра позапрошлого века получилась у Анатолия Бейрака и мелодрамой, и комедией одновременно. Режиссеру и артистам удалось показать свое признание в любви к Театру, этому средоточию смеха и слез, закулисных интриг и благородных движений души, мелкой подлости и высокой нравственности. Актеры показывают то, что знают лучше всего — самих себя.
Богатый барин и обожатель актрис дает в пьесе определение актерам — «птицы небесные» (кстати, прототипы героя вместе со всем залом с огромным удовольствием отбивали себе ладони, когда стоя аплодировали в финале). Эти самые птицы и живут по законам драм, порой не отличая жизнь на сцене от подлинной. А в финале были слезы зрителей, море цветов и счастливые лица актеров.
Одна из самых репертуарных пьес Островского обещает стать любимой теперь и в калужском театре и, несомненно, украсит репертуар нашей драмы.