Спикер областного парламента цитировал Пушкина и Черчилля
В Боровске педагоги и чиновники, священники, деятели
культуры и журналисты дискутировали о том, каким быть предмету «Основы
православной культуры», о роли и месте этой дисциплины в учебном
процессе.
В Боровске педагоги и чиновники, священники, деятели культуры и журналисты дискутировали о том, каким быть предмету «Основы православной культуры», о роли и месте этой дисциплины в учебном процессе.
Москва изучала наш опыт
Несмотря на то что тема ХII районных Свято-Пафнутьевских образовательных чтений была обозначена размыто — «Роль исторического и культурного наследия в возрождении России» — и посвящена 20-летию возрождения монашеской жизни в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре, суть большинства разговоров, по крайней мере в первый день, сводилась к обсуждению животрепещущего вопроса: преподаванию в образовательных учреждениях основ православной культуры.
Полноправным собеседником в диалоге со светскими образовательными и другими структурами, монахами, учеными и чиновниками стал председатель Законодательного собрания Калужской области Виктор Сергеевич Бабурин.
Едва появившись в районном доме культуры, он попал в водоворот обсуждений и дискуссий, которые возникали спонтанно в фойе, прямо за столиками с чаем, кофе и пирожками. Начало чтений задерживалось. Ждали прибытия наместника монастыря. Но собравшимся это оказалось на руку — было время пообщаться между собой и задать вопросы компетентным людям. Вот так запросто, без записи на прием.
Бабурина не отпускали ни на минуту. Особенно долгий разговор состоялся с московской делегацией, которую возглавлял известный в недалеком прошлом дипломат Михаил Демурин. Речь шла не только о трудах по воспитанию молодежи и возрождении старческого делания, которое, как надеются многие верующие, происходит на Руси, но и о новшествах в работе калужского Заксобрания.
То, как сегодня работают калужские власти, интересует буквально всех, и в первую очередь, жителей столицы, которые стараются во всем быть первыми. А тут им на пятки наступает Калуга. Особенно заинтересовал москвичей эксперимент с созданием молодежного парламента, набирающий все большую силу. Но так или иначе, все разговоры возвращались к проблеме школьных православных уроков. В разговор вступили и журналисты «Калужского перекрестка».
О ценностях православия
— Виктор Сергеевич, Свято-Пафнутьевские чтения — это элемент работы законодательной власти?
— Безусловно! Разве могут депутаты оставаться в стороне от процессов просветительской деятельности? И мы в первую очередь не безразличны к тому, какое поколение у нас растет, не безразличны к воспитанию, к тому, чтобы молодежь была и духовно, и нравственно здоровой. Естественно, что идея проведения районных чтений появилась непосредственно в стенах монастыря. Но мы полностью поддерживаем это благородное начинание и никогда не остаемся в стороне. Большая часть моей жизни прошла в советский период, тем не менее, ценности, традиции православия сохранялись в семье и передавались из поколения в поколение.
— А насколько калужане понимают крайнюю необходимость духовно-нравственного воспитания? Ощущается ли беспокойство в обществе?
— Месяц назад в Калуге прошел Форум «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи». И на сайте Законодательного Собрания сразу появилось множество откликов учителей, инженеров, писателей. Это говорит о том, что вопросы воспитания волнуют всех без исключения.
Преподавать должны верующие
— Губернатор области Анатолий Артамонов предложил на Форуме сделать приобщение к вековой русской культуре повсеместным и ввести преподавание «Основ православной культуры» во всех школах региона. Хорошо! Но сразу возникает вопрос: а кто же будет преподавать — священники или учителя?
— Вопрос о том, кто и как должен преподавать предмет ОПК в школе, является, на мой взгляд, ключевым. Если учителя, то где пройти соответствующую подготовку, и какова при этом будет роль церкви? Не вступит ли в противоречие новый предмет с другими, преподаваемыми в школе: биологией, физикой и т.д.? Как сделать, чтобы этот предмет был интересен представителям других религий? А самое главное, каким содержанием должны быть наполнены учебники по ОПК?
К этим вопросам необходимо подойти крайне серьезно. Поэтому считаю: без всеобщего обсуждения ответить невозможно. Несомненно одно — преподаватель ОПК должен быть верующим, воцерковленным человеком.
Проблемы молодежи
— В своей приветственной речи Вы процитировали Пушкина: «Блажен, кто с молоду был молод, блажен, кто вовремя созрел...» и Черчилля: «Кто в молодости не был революционером — у того нет сердца. Кто в старости не стал консерватором — у того нет мозгов». Вы боитесь агрессии со стороны молодежи?
— Я прекрасно понимаю настроения молодых. Молодежи свойственен максимализм. Максимализм не позволяет мириться с равнодушием, корыстью, моральной скудостью. Меня беспокоит другое! Современная молодежь, наши дети и внуки, которые по большому счету — будущее России, будущее нашей благословенной Калужской земли. Неужели мы растим поколение «Иванов, не помнящих родства», современных манкуртов? О каком инновационном развитии страны можно говорить, если молодежь не связывает перспективы своей жизни с Россией, с малой родиной?
Конечно, решение экономических проблем молодежи очень важно, но важнее духовная жизнь, нравственные ориентиры. Поскольку самые полезные знания невоспитанный, безнравственный человек легко может обратить во вред себе и окружающим.
— В формировании современного человека ключевую роль играют телевидение и Интернет. К глубокому сожалению, зачастую несущие безнравственность, агрессию и насилие. Как Вы считаете, православные уроки хоть как-то смогут противостоять им?
— К сожалению, мы не можем перекрыть каналы бездуховности и безнравственности, потоком льющихся с экранов и мониторов. Но мы можем, в том числе и через преподавание ОПК, сделать так, чтобы у молодого человека как можно раньше возникли ценностные установки, которые он мог бы использовать, выбирая модели для своего поведения, отсекая то, что не соответствует этим внутренним ориентирам.
Если будут такие установки у нашей молодежи, то ничего не страшно. Молодой человек способен будет критически воспринимать информацию, которая на него обрушивается, и не только интеллектуальную, но и чувственную, эмоциональную.
— Виктор Сергеевич, какой совет дадите нашим читателям?
— По инициативе депутатов Законодательного Собрания для регулирования вопросов духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения сейчас рассматриваются вопросы внесения соответствующих изменений в законодательство.
Предлагаю всем активнее включаться в обсуждение вопросов правового регулирования духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на сайте Законодательного Собрания: www.zskaluga.ru в разделе «Воспитание молодежи».
Москва изучала наш опыт
Несмотря на то что тема ХII районных Свято-Пафнутьевских образовательных чтений была обозначена размыто — «Роль исторического и культурного наследия в возрождении России» — и посвящена 20-летию возрождения монашеской жизни в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре, суть большинства разговоров, по крайней мере в первый день, сводилась к обсуждению животрепещущего вопроса: преподаванию в образовательных учреждениях основ православной культуры.
Полноправным собеседником в диалоге со светскими образовательными и другими структурами, монахами, учеными и чиновниками стал председатель Законодательного собрания Калужской области Виктор Сергеевич Бабурин.
Едва появившись в районном доме культуры, он попал в водоворот обсуждений и дискуссий, которые возникали спонтанно в фойе, прямо за столиками с чаем, кофе и пирожками. Начало чтений задерживалось. Ждали прибытия наместника монастыря. Но собравшимся это оказалось на руку — было время пообщаться между собой и задать вопросы компетентным людям. Вот так запросто, без записи на прием.
Бабурина не отпускали ни на минуту. Особенно долгий разговор состоялся с московской делегацией, которую возглавлял известный в недалеком прошлом дипломат Михаил Демурин. Речь шла не только о трудах по воспитанию молодежи и возрождении старческого делания, которое, как надеются многие верующие, происходит на Руси, но и о новшествах в работе калужского Заксобрания.
То, как сегодня работают калужские власти, интересует буквально всех, и в первую очередь, жителей столицы, которые стараются во всем быть первыми. А тут им на пятки наступает Калуга. Особенно заинтересовал москвичей эксперимент с созданием молодежного парламента, набирающий все большую силу. Но так или иначе, все разговоры возвращались к проблеме школьных православных уроков. В разговор вступили и журналисты «Калужского перекрестка».
О ценностях православия
— Виктор Сергеевич, Свято-Пафнутьевские чтения — это элемент работы законодательной власти?
— Безусловно! Разве могут депутаты оставаться в стороне от процессов просветительской деятельности? И мы в первую очередь не безразличны к тому, какое поколение у нас растет, не безразличны к воспитанию, к тому, чтобы молодежь была и духовно, и нравственно здоровой. Естественно, что идея проведения районных чтений появилась непосредственно в стенах монастыря. Но мы полностью поддерживаем это благородное начинание и никогда не остаемся в стороне. Большая часть моей жизни прошла в советский период, тем не менее, ценности, традиции православия сохранялись в семье и передавались из поколения в поколение.
— А насколько калужане понимают крайнюю необходимость духовно-нравственного воспитания? Ощущается ли беспокойство в обществе?
— Месяц назад в Калуге прошел Форум «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи». И на сайте Законодательного Собрания сразу появилось множество откликов учителей, инженеров, писателей. Это говорит о том, что вопросы воспитания волнуют всех без исключения.
Преподавать должны верующие
— Губернатор области Анатолий Артамонов предложил на Форуме сделать приобщение к вековой русской культуре повсеместным и ввести преподавание «Основ православной культуры» во всех школах региона. Хорошо! Но сразу возникает вопрос: а кто же будет преподавать — священники или учителя?
— Вопрос о том, кто и как должен преподавать предмет ОПК в школе, является, на мой взгляд, ключевым. Если учителя, то где пройти соответствующую подготовку, и какова при этом будет роль церкви? Не вступит ли в противоречие новый предмет с другими, преподаваемыми в школе: биологией, физикой и т.д.? Как сделать, чтобы этот предмет был интересен представителям других религий? А самое главное, каким содержанием должны быть наполнены учебники по ОПК?
К этим вопросам необходимо подойти крайне серьезно. Поэтому считаю: без всеобщего обсуждения ответить невозможно. Несомненно одно — преподаватель ОПК должен быть верующим, воцерковленным человеком.
Проблемы молодежи
— В своей приветственной речи Вы процитировали Пушкина: «Блажен, кто с молоду был молод, блажен, кто вовремя созрел...» и Черчилля: «Кто в молодости не был революционером — у того нет сердца. Кто в старости не стал консерватором — у того нет мозгов». Вы боитесь агрессии со стороны молодежи?
— Я прекрасно понимаю настроения молодых. Молодежи свойственен максимализм. Максимализм не позволяет мириться с равнодушием, корыстью, моральной скудостью. Меня беспокоит другое! Современная молодежь, наши дети и внуки, которые по большому счету — будущее России, будущее нашей благословенной Калужской земли. Неужели мы растим поколение «Иванов, не помнящих родства», современных манкуртов? О каком инновационном развитии страны можно говорить, если молодежь не связывает перспективы своей жизни с Россией, с малой родиной?
Конечно, решение экономических проблем молодежи очень важно, но важнее духовная жизнь, нравственные ориентиры. Поскольку самые полезные знания невоспитанный, безнравственный человек легко может обратить во вред себе и окружающим.
— В формировании современного человека ключевую роль играют телевидение и Интернет. К глубокому сожалению, зачастую несущие безнравственность, агрессию и насилие. Как Вы считаете, православные уроки хоть как-то смогут противостоять им?
— К сожалению, мы не можем перекрыть каналы бездуховности и безнравственности, потоком льющихся с экранов и мониторов. Но мы можем, в том числе и через преподавание ОПК, сделать так, чтобы у молодого человека как можно раньше возникли ценностные установки, которые он мог бы использовать, выбирая модели для своего поведения, отсекая то, что не соответствует этим внутренним ориентирам.
Если будут такие установки у нашей молодежи, то ничего не страшно. Молодой человек способен будет критически воспринимать информацию, которая на него обрушивается, и не только интеллектуальную, но и чувственную, эмоциональную.
— Виктор Сергеевич, какой совет дадите нашим читателям?
— По инициативе депутатов Законодательного Собрания для регулирования вопросов духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения сейчас рассматриваются вопросы внесения соответствующих изменений в законодательство.
Предлагаю всем активнее включаться в обсуждение вопросов правового регулирования духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на сайте Законодательного Собрания: www.zskaluga.ru в разделе «Воспитание молодежи».