$ 73.32 0.21
80.12 0.42

Олег Латышев: «Предпочитаю играть один»

Опубликовано: 02.02.2011 16:05 0 1310

Его знают в городе совершенно разные люди – студенты, работники культуры, спортсмены, любители классической и джазовой музыки. Как у Латышева хватает времени на всю его творческую и административную деятельность – остается только удивляться. Но для нас он время все-таки нашел и на вопросы отвечал терпеливо и подробно.

«Лицо терять нельзя»
– Я не абстрактный чиновник, – объясняет Олег Львович. – Это своеобразный замкнутый круг, в котором сочетаются и творчество, и работа, и мои интересы: исполнительство, работа со студентами в педагогическом университете, организация творческих конкурсов детских школ искусств региона, методическая работа.
А когда учился в московской консерватории, некоторое время даже всерьез раздумывал, чем заняться – музыкой или спортом. Я несколько лет был чемпионом Калужской области и членом сборной Москвы по горным лыжам, кандидатом в мастера спорта. Но победило вечное (смеется). У спортсмена карьера короткая, а музыку можно играть, пока моторика есть, с возрастом даже играешь лучше и лучше. Но лыжи не бросил. Вместе с сынишкой, когда выдается свободное время, ездим кататься в Квань.
– А премию Центрального федерального округа вы за что получили?
– За достижения в области музыкального искусства и за концертный сезон 2009-2010 года. Он был довольно интересным. Сейчас в областной филармонии ежемесячно проводятся концерты камерной музыки, в которых я участвую.
Эпизодически играю джазовую музыку соло. Например, в Доме музыки, куда меня приглашает Анна Сенатова. Пробовал играть в одном из калужских клубов.
Меня часто приглашают поиграть другие музыканты. Но играть вместе – для этого нужна постоянная практика, нужно репетировать, необходимо время. А его нет. Сыграть я, конечно, могу, но кое-как – не хочется. А лицо мне терять нельзя.

«Мне близко все»
– А какую музыку вам самому нравится больше исполнять и слушать?
– Мне нравится все, самые разные музыкальные направления. У меня в Интернете есть страничка, и, когда там задают такой вопрос, я отвечаю, что мне близко все. Хотя, наверное, в Калуге музыканту все-таки лучше исполнять классические произведения. Джаз в нашем городе до сих пор играют в основном по нескольким клубам для жующей и отдыхающей публики.
Слушаю я тоже самую разную музыку. Если говорить про джаз, то это прежде всего, конечно, Оскар Питерсон, Кейт Джарретт, которых я считаю самыми великими пианистами двадцатого и двадцать первого века. Если в машину ко мне заглянуть – там их записи в плеере. Сейчас стал нравиться, видимо, в связи с возрастом, джаз вплоть до авангарда. Из современных джазменов Хэрби Хэнкок
нравится.

Нужно сообщество
– А в Обнинске, например, в отличие от Калуги, ситуация с джазом другая…
– В Обнинске в 80-х годах был организован один из первых в России джазовых клубов. Там джазом интересовались, как я говорю, больше пяти человек. Сложилось сообщество, поэтому появились и коллективы, и джаз-клуб. А в Калуге такой группы людей нет и такого клуба не появилось. У нас в городе энтузиасты работают в одиночку. Вот, например, Олег Щеголев пытается что-то организовать. Он и сам очень хороший музыкант. Или Олег Акимов, который в этом году будет проводить очередной фестиваль «Мир гитары».
Кстати, я открою вам «страшную» тайну: Олег договорился с выдающимся американским фьюжн-гитаристом Ларри Кориэллом об участии в фестивале «Мир гитары». А вообще Акимов одновременно хочет затащить в Калугу Ал ди Меолу, Пако де Лусия и Джона Маклафлина, которые уже выступали у него на фестивале с сольными концертами. Они ведь когда-то играли трио. Только, наверное, в этом году не получится: их еще надо вместе свести, чтобы в концертном графике одновременно у всех было свободное время. Но Ларри Корруэлл в Калуге – это уже событие российского масштаба.
– Мне кажется, немногие смогут масштаб этого события оценить по достоинству: обывателям ближе попса и шансон. Можно ли вообще воспитать вкус?
– Конечно, аудитория воспитывается. Вот Вадим Прикладовский задумал хорошее дело – организацию музыкальных гостиных в фойе филармонии.
На первых концертах было всего по 30-40 человек. Сейчас билеты распродаются полностью. А музыкальные гостиные, как мы надеемся, скоро вполне могут перейти и в большой зал.
Публика воспитывается. И в джазе, и в других направлениях. Только надо договариваться с музыкантами, чтобы они играли музыку, которая нужна калужанам.
Но для этого надо приглашать имена. Приглашайте имена! И народ пойдет на них. У меня знакомый работает в музыкальном магазине. Он рассказывает, что довольно много людей покупают классику. Значит, у нас слушают качественную музыку, и на учеников или самодеятельность такой зритель уже не пойдет. Если он слушает исполнителей высшего класса, значит, и показывать ему надо тоже только высший класс.
Но громких имен на афишах нет. Нужно привлекать на концерты качественными известными исполнителями и коллективами разных направлений. Надо заполнять все пустующие ниши, все направления. Естественно, приглашать надо тех артистов, чье творчество люди понимают. Если устроить, например, сейчас в городе концерт авангардного джаза, боюсь, что к его концу в зале мало кто останется.
Так в любом виде искусства, не только в музыке. Должны проходить выставки знаменитых художников, на сцене – идти спектакли известных теат­ров, выступать именитые музыканты. К сожалению, пока такое происходит не слишком часто. Но, кстати, наш драматический театр в этом направлении работает, и мы практически каждый сезон видим на его площадке известные столичные, и не только, коллективы.

Гершвин с оркестром
– Расскажите о своих творческих планах.
– У меня в силу некоторых причин был большой творческий перерыв. Я начал вновь играть несколько лет назад. Мое возвращение состоялось с программы, где мы вместе с духовым оркестром филармонии исполняли «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина.
А недавно возникла идея сыграть Гершвина с симфоническим оркестром. Понятно, что дело это затратное, если приглашать всех музыкантов из Москвы. Но можно пойти и другим путем. Репетиционная база в городе есть. Имеются музыканты в Калуге и Обнинске, так что основу коллектива можно создать из них. А недостающих приглашать сессионно. Приглашать на контракт дирижеров, чтобы каждый готовил свою программу.
Обязательно организовывать гастрольные поездки, потому что, по правде сказать, в городе не так много любителей классики. Приглашать к нам с концертами другие оркестры.
Я активный сторонник появления в Калуге собственного симфонического оркестра. Это совершенно другой уровень города, слушателей. Его надо создавать даже не ради самого факта появления симфонического оркестра, а ради самих калужан.


Справка «АиФ»
Олег Львович Латышев. Профессиональный пианист, кандидат педагогических наук, доцент. Работает в Областном учебно-методическом центре повышения квалификации работников куль­туры, калужском государственном университете, сотрудничает с фи­лармонией.
Лауреат международного конкурса и премии ЦФО в области литературы и искусства за 2010 год.


Автор: Андрей ГУСЕВ.
Опубликовано: 02.02.2011 16:05 0 1310
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев