«Фольксваген» по-русски
На инвестиционных предприятиях, возможно, существуют серьезные проблемы.
Когда на заводе автоконцерна «Фольксваген» несколько лет назад устроили первую премьеру «Тигуана», ушлые калужские журналисты нашли на трассе после проезда автомобиля несколько гаек. Генеральный директор завода господин Ленц быстро нашелся и сказал, что они выпали из его кармана.
Стало ли теперь на заводе меньше таких гаек? Безусловно, да, только возникли новые, неожиданные проблемы. Причем связанные с особенностями русского характера.
Один из сотрудников «Фольксвагена», проработав некоторое время на заводе, поделился своими впечатлениями с редакцией. Понятно, что его мнение не претендует на полную объективность, в нем есть и личные моменты. Но эта точка зрения заслуживает внимания, как и другие, которые мы готовы обсудить.
Назначают ставленников
— Я шел на немецкое предприятие в расчете на порядок и перспективы, — рассказал этот сотрудник завода. — Выполняя работу на достойном уровне, по немецким стандартам, радовался, что, оказывается, и мы, граждане РФ, можем производить автомобили качественные, востребованные на мировом рынке.
Сейчас иностранцы уезжают, освобождая посты для наших соотечественников. Как многие сотрудники предприятия и думали, начинается бардак. Отработав несколько лет на заводе, я освоил многое и передавал свой опыт новым сотрудникам. У нас уже достаточно специалистов, чтобы обучать самим и обмениваться опытом друг с другом, не нуждаясь в помощи иностранных коллег. У многих уже выработалась так называемая «немецкая педантичность». Но у нас как-то все странно происходит: основной состав простых рабочих как работал,
так и работает, а на многих участках почему-то назначают начальников без опыта или того хуже — вообще тех, кто только пришел простым рабочим.
Стимула нет работать, наблюдая за происходящим. Из-за таких вот «специалистов» у нас страшно страдает качество автомобилей.
Многие из рабочих говорят, что довольны всем — и зарплатой, и должностью, даже те, кто на линии работает. Но всех морально убивает несправедливость в назначениях и продвижениях, да и вообще отношение к простым рабочим.
Мы устраивались на «Фольксваген» ради стабильности, перспектив и обучения, а в итоге нам приходится терпеть таких «начальников». Хотя многие уже и не терпят, увольняются. Мы потеряли и не удержали очень много хороших сотрудников, и сейчас они другим работодателям приносят пользу. Я за справедливость, объективность, прозрачность, добросовестность. А иначе мы будем не развиваться, а дальше деградировать, и нашему обществу никакие инвестиционные проекты не помогут...
Кадровый беспредел
— Завод вообще отличный, и будет жаль, если он потонет в таком кадровом беспределе. Мотивация убита напрочь! «500 приходит новеньких, а 1000 уходит», как у нас говорят. Ценят не умения, опыт, знания, а «липкую лесть». Те, кто занял должность каким-то обходным путем, боятся конкуренции, подавляя своих подчиненных, которые превосходят их. А ведь таких работников нужно не подавлять, а ценить и уважать!
Начальство на заводе не любит профсоюз МПРА. Всех его членов пытаются довести до увольнения. Но дело в том, что если бы все было на человеческом уровне, то профсоюз не набирал бы силу и количество его членов не росло бы. Людей можно понять: они вступают туда, чтобы себя обезопасить.
Не умеет наше руководство общаться с профсоюзом. Можно было бы предлагать более умные решения, чем профсоюз, работать на его опережение.
У нас бы не было такой текучести кадров, если бы не эта атмосфера. Можно было бы команду отличных профессионалов сколотить, и мы бы лишились многих проблем, а так... Многие нормальные люди ушли...
Но завод у нас молодой, и, я думаю, все у нас еще получится.
комментарий в тему
Г-н доктор Йозеф Баумерт, директор завода «Фольксваген Груп Рус»:
— Наш завод в Калуге еще очень молод, но у него большое будущее. С нашей командой мы достигнем отличных результатов. Концерн Volkswagen должен стать к 2018 году самым инновационным массовым автопроизводителем в мире. Кроме того, мы хотим добиться высшей оценки в сфере удовлетворенности покупателей и, конечно, стать самым привлекательным работодателем.
Я бы хотел особо подчеркнуть, что компания «Фольксваген Груп Рус» всячески способствует продвижению сотрудника по карьерной лестнице. Однако, с каким успехом он будет двигаться вперед, зависит от потенциала самого работника. И такие положительные примеры развития карьеры есть на нашем заводе: от ассистента до руководителя отдела, от рабочего до начальника смены, от начальника смены до руководителя монтажного цеха. Кроме того, у сотрудника есть возможность поменять специализацию, пройти обучение и повысить свою квалификацию. Автомобили отличного качества можно производить только с самой лучшей командой. И мы уделяем большое внимание развитию наших сотрудников.
При приеме на работу у нас нет ни половых, ни возрастных ограничений. Мы охотно принимаем как мужчин, так и женщин любого возраста и помогаем им в построении карьеры.
У нас работают не только опытные сотрудники. Многие пришли к нам сразу со студенческой скамьи. Есть у нас и студенты, которые успешно совмещают работу и учебу. Получить необходимые практические знания им помогают более опытные специалисты, в том числе и зарубежные. Многие из наших сотрудников прошли стажировку на партнерских предприятиях в Германии, Чехии, Словакии, Португалии.
Конечно, можно долго говорить о корпоративной культуре, кадровой политике, но главное, что привлекает людей, — это уверенность и стабильность нашего завода в Калуге.