Александр Плетнев: «Даже когда отдыхаю – мои мысли с театром...»

Что же происходит с калужской драмой? С этим вопросом мы обратились к главному режиссеру — Александру Плетневу.
10:32 16.02.2011
0 1594

В репертуаре Калужской драмы, при всей его зависимости от кассы, каждый сезон находится место и для «академических» спектаклей на серьезной драматургической основе, и для развлекательной продукции, и для смелых экспериментов. И практически каждая премьера — это успех. Однако последние премьеры вызвали в среде театралов весьма скептические настроения.

«Наш театр должен быть универсальным»
— Александр Борисович, возвращаясь к последней премьере, о которой и большинство постоянных зрителей, и пресса отозвались нелестно, разделяете ли вы мнение, что театр вошел в полосу неудач?
— Назрел ли в театре творческий кризис? Я такого сказать не могу. Отдельные неудачи — это не кризис. И более того, зрительский успех, как и пресса, не определяют творческую удачу или неудачу. Есть кассовые спектакли, а есть камерные. Но в случае с последней премьерой все мы, от директора до актера, пришли к единому мнению, что нас постигла неудача, и разделить ее должны все в равной степени. И вот это общее понимание творческой неудачи куда важнее! У культуры как отрасли экономики есть специфическая особенность — объективные критерии качества продукции здесь отсутствуют.
— По какому пути сейчас движется театр? По коммерческому, экспериментальному, который свойственен вам, или постепенно будет уходить в академизм?
— Мы давно привыкли сами зарабатывать деньги. Но при этом всегда старались быть не коммерческой площадкой, а универсальной и нести свою художественную идею. И в дальнейшем я буду пытаться сохранять этот подход при формировании репертуарной политики. По-прежнему директор и главный режиссер будут иметь право последнего слова. Но мы решили, что в формировании репертуара нынче должен принимать активное участие худсовет. Формально он у нас не отменялся, но реально в этом процессе не участвовал. Теперь пришла пора. В какой-то мере это можно назвать нашей, пусть небольшой, театральной реформой. Любая ситуация имеет свои положительные стороны: она мобилизует, дает возможность поменять режим жизни, внести какие-то организационные коррективы. В Москве театры могут быть разными: одни зарабатывают, другие консервативны, третьи эстетствуют. Нам необходимо быть универсальным театром — это сложнее. Например, эстетами нельзя стать по желанию, нужен особый дар. Как у Параджанова, который говорил: «Если красиво — значит, уже есть идея».

«Для меня важен только человек»
— Почему зрители идут в театр? Что хотят там увидеть? Чего им не хватает в жизни, в семье, в телевизоре? Каков сегодня градус зрительского интереса к театру?
— Не знаю о других. О своих ощущениях рассказать могу. Я как зритель прихожу на спектакль для того, чтобы стать очевидцем. Это момент безусловности, то, что Станиславский называл «жизнью человеческого духа». Но становлюсь очевидцем чего-то неординарного очень редко и радуюсь, даже когда это происходит не во всем теле спектакля, а хотя бы в одной отдельной сцене. Я жду, что сейчас на моих глазах что-то реально произойдет. Например, зарождение любви. Или ее развитие. Или ее крах. Даже если я знаю исход пьесы, для меня все равно важно, как это именно сейчас происходит, вот в эту именно минуту. Я наблюдаю, как меняется живой человек. Обстоятельства вокруг него — выдуманные, а он — живой. В театре же все ненастоящее: декорации — это фанера, костюмы пошиты, пистолет — деревянный, шпага — алюминиевая. Я ничему никогда не поверю в театре, кроме живого человека. Только он безусловен. Другое дело: добиться этого адски трудно, и гарантии, что получится, — никакой!
У калужан, мне кажется, любовь к театру генетическая. Причем и к развлекательному, и к экспериментальному, и к академическому. Сейчас, в данный период, я пришел к интуитивному выводу, что необходимо ставить Сирано де Бержерака и Островского.

«Ставим не очередной, а единственный»
— Расскажите, а как вы лично отбираете пьесы для постановки?
— Я вам признаюсь: большинство произведений в жанре «драматургия» мне не нравится. При первом прочтении на меня происходящее в пьесе никогда не производит впечатления убедительности — скорее, наоборот. Это относится даже к таким великим людям, как Чехов.
Когда я читаю пьесу, мне с первого же слова хочется закричать: «Не верю!» Пьесы я вообще читаю с большим трудом. Пьеса начинает жить только тогда, когда что-то, какой-то ее элемент мне вдруг становится небезразличен. Тогда я становлюсь одержимым.
И потом, я всегда хочу, чтобы спектакль был не очередным, а единственным. Ведь это то, чему посвящаю себя всего целиком на ближайшие полгода. А прожитые дни безвозвратны. Это важно — чему ты посвящаешь свою жизнь и во что ты втравливаешь людей, которые идут за тобой.
Иногда я просыпаюсь ночью и думаю: чему я отдаю свою жизнь? Нет рабочего, который в какие-то моменты своей жизни не проклинал бы свою профессию. Нет ученого, который не задавался бы вопросом, зачем он бьется всю жизнь над какой-то проблемой. Все мы очень многое упускаем, занимаясь только своей профессией. Но, даже когда я отдыхаю, мои мысли остаются с театром — не потому, что я главный режиссер. Просто я так устроен.


Автор: Александр Фалалеев. Фото М.ЖЕЛЕЗНЯКОВ
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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