Калужан ждет модерновая школа

Опубликовано: 08.02.2011 14:19 0 1089

Всю прошлую неделю в СМИ обсуждалась тема о больших переменах в образовании.
Паника разносилась по сайтам и газетам слухами о замене учебных уроков на воспитательные и других новшествах в образовании. Проверять молву мы отправились к Татьяне Артемовой — ректору Калужского государственного института модернизации образования.

Шесть шагов
— Инициатива «Новая школа», которой СМИ пугают калужан уже второй год, принадлежит Правительству Российской Федерации, а вот разработки основных принципов инноваций вели 14 институтов Российской академии наук. Было решено поменять шесть пунктов школьного образования:
  •  ввести новые образовательные стандарты,
  •  создать национальную систему работы с одаренными детьми,
  •  создать новые управленческие и экономические механизмы,
  •  обратить внимание на развитие учительского потенциала,
  •  изменить школьную инфраструктуру,
  •  сохранить и укрепить здоровье школьников.
Теперь о каждом пункте подробнее.

Младшие выйдут из-за парт
— Первое, чего коснется модернизация, — это образовательные стандарты. Мы не собираемся убирать какие-то предметы или менять их на другие. Мы даже не собираемся сокращать количество часов на предметы. Просто с приходом нового поколения потребовались новые способы образования. Вспомните: в младшую школу дети ходят с удовольствием, а становясь подростками, интерес к школе теряют. Реформа во многом направлена на то, чтобы ребенок всегда был заинтересован процессом обучения. Школьники станут проводить меньше часов за партой, зато будут больше развиваться с помощью других форм. Для младшей школы, например, предусмотрены учебные часы на экскурсиях, в архивах, в музеях. Для средней — волонтерские движения: работа с ветеранами, например. Процесс обучения станет более живым.

Старшие подготовятся к вузу
— Что касается старшеклассников, родители которых так испугались сокращения учебной программы, устроив целый скандал в СМИ на прошлой неделе, то там происходит буквально следующее: раньше после девятого класса ребенку подыскивали школу со специальным уклоном — математическим, химическим и так далее. Теперь путем модернизации планируется решить эту проблему в каждой школе, внедрив специализацию после девятого класса. Заканчивая обучение в среднем звене, ребенок, даже если он еще не определился с профессией, точно определился с направлением. Гуманитариям будут предложены гуманитарные дисциплины, «технарям» — соответственно, технические. В будущем планируется построить образовательную систему так, чтобы старшие классы школы давали то образование, которое поможет подготовиться к вузу. Таким образом, студент придет подготовленным, не будет тратить времени на изучение общих дисциплин, а сразу сможет погрузиться в изучение профессии.

Одаренных заметят
— Второй шаг — создание национальной системы работы с одаренными детьми. Скажите, вы видели неталантливого двухлетнего ребенка? И я — нет. Потому что в этом возрасте все мы талантливы. Но куда это исчезает с годами? Задача новой системы образования — заметить и не потерять одаренных детей. Конечно, в России всегда были специальные школы для таких ребят. Они готовили научную элиту страны. Но ведь одаренные дети есть везде, в том числе и в обычных школах. Новая программа как раз будет заниматься этим вопросом. Для этого создается национальная, а следом и региональная система работы с такими детьми.

За школу заплатят
— Создание новых управленческих и экономических механизмов в школе – это и есть пресловутая тема платной школы. Теперь эти учебные заведения по способу финансирования разделятся на три типа: казенные, бюджетные, автономные.
Первые финансируются по смете из бюджета, к которому прикреплены, — муниципального, регионального или федерального. Бюджетные учебные заведения выполняют госзаказ на определенное количество качественно образованных людей и в соответствии с этим финансируются из тех же бюджетов. Третий тип финансируется государством, а также имеет право самостоятельно зарабатывать деньги. Это и есть та самая платная школа, только деньги в ней берут не за образование, а за так называемые дополнительные услуги. Скажем, на музеи, чтобы заинтересованные родители могли купить абонемент. Сумма распределяется на организацию похода в музей или несколько музеев, оплату автобуса, экскурсионной программы и так далее. Также школа имеет право брать деньги, например, за дополнительные кружки по интересам. А вот институт репетиторства программа модернизации постарается искоренить. Ребенок без дополнительной помощи должен получать качественное образование в полной мере.

И будет всем счастье!
— Новая система образования немыслима без высококвалифицированных учителей. В Калуге всегда существовал институт, который занимался то усовершенствованием педагогов, то развитием. Теперь эти задачи будет выполнять наш институт модернизации. Для педагогов разработана специальная программа, по которой они постоянно будут совершенствоваться. Программа предполагает и постоянный личностный рост педагога, подготовку кадрового резерва, создание стажерских площадок.
В пункт об изменении школьной инфраструктуры входит строительство новых школ, ремонт старых, замена оборудования на более современное.
Сохранение и укрепление здоровья школьника подразумевает не только совершенствование школьной программы на занятиях физкультурой, но и возрождение духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания. Планируется связать воедино такие предметы, как НВП, ОБЖ, физкультура и духовно-патриотическое воспитание, и сделать из этого всего своего рода игру, в которой было бы интересно участвовать, одновременно обучаясь.

дословно
— Я слежу за дискуссией вокруг проекта стандарта. До тех пор пока на все вопросы не будут даны ответы, я не возьму на себя утверждение такого документа. (Андрей ФУРСЕНКО, министр образования РФ.)


Автор: Александра ПЕТРУХИНА. Фото Игоря РУЛЕВА.
Опубликовано: 08.02.2011 14:19 0 1089
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев