Известный калужский хореограф недавно отметил сразу два юбилея – 65-й день рождения и 50-летие творческой деятельности. Родом он из Сибири, из Красноярского края. - Тогда танцевальные самодеятельные коллективы из Сибири и Украины были известны на всю страну. У нас, например, в Барнауле при ДК меланжевого комбината был самодеятельный классический балет, который на равных выступал с профессионалами, - рассказывает Николай Иванович.
Начиналось все с пения В танцевальный коллектив сам он попал случайно. Сначала пел в вокальном ансамбле, даже приятеля своего привлек. А потом их случайно затащили на репетицию танцевального коллектива. Можно даже сказать, что дверь за ними закрыли и держали, пока они там осваивались. - Коллективом тогда руководил Юрий Григорьевич Черепанов. Это мой первый педагог, очень талантливый человек, - вспоминает Николай Иванович. - Мы увидели репетицию, вечером домой идем и совещаемся: придем еще раз или нет. Решили, что придем. С этого все и началось. Коллектив был большой, в массовых плясках участвовало по 12-16 пар. Занимались люди, отслужившие в армии, оттанцевавшие в армейских коллективах. Мы на них огромными глазами смотрели. Ну, и «мелочь» тоже подрастала. Потом в армии Сорокин тоже умудрился небольшой коллектив организовать.
«Я знала, куда ты собираешься» В 1964 году открылось хореографическое отделение при Московском институте культуры. Приятель, с которым он начинал в Сибири, поступил в Калугу, на хореографическое отделение культпросветучилища. В Москву было пробиться невозможно: очень большой конкурс. Он и Николаю, который еще в армии служил, написал, что есть такой город и такое училище. - После армии я для мамы собирался поступать в машиностроительный институт, а сам брал тетрадку и бежал на репетицию, - рассказывает Николай Иванович. - Родители не считали танцы серьезной профессией. И я уже на завод устроился работать, когда приятель из Калуги приехал на каникулы. А он договорился, что меня в училище со второго семестра возьмут. Мужской пол всегда ценили. Маме я все объяснил, она женщина мудрая была. Говорит: «Да я давно знала, что ты туда собираешься». Я спрашиваю: «Как догадалась?» А она отвечает: «Ты ж мокрый вечером прибегаешь, какой же это институт!» Вот так и попал в Калугу.
Занимались не из-под палки Здесь у него были хорошие педагоги, замечательный директор Василий Ильич Сахаров, который из всех 480 своих студентов каждого знал по имени, и однокурсники Василий Носков, Виталий Белошапко, братья Кабировы. В 1969 году он с красным дипломом окончил училище и через некоторое время поступил в московский институт культуры. - А тогда занимались не так, как сейчас. Мы сами тянулись, а теперь все из-под палки. У нас до 12 часов ночи залы гремели, студенты в очереди стояли к музыкальным инструментам, - говорит Николай Иванович. Ну а затем было 8 выпусков в училище, среди его выпускников – практически все ведущие хореографы Калуги: Елена Соболева, Елена Юдина, Валентина Евтеева.
«Вон мой папа!» И потом появляется знаменитый ансамбль «Ровесник», а жизнь снова сводит его с первым педагогом – Черепановым. Тот переехал жить в Подмосковье. - Кстати, когда в Калуге снимали сказку «Иван-да-Марья», Черепанов был в картине главным балетмейстером. А я в фильме, между прочим, в одном из эпизодов рядом с главной героиней иду и на гармозах играю. У меня дочка на премьере, ей пять лет было, прямо закричала: «Вон мой папа!» - улыбается Николай Иванович. С «Ровесником» мы интересные номера ставили – и на космическую тему, и даже свадьбу калужскую разыгрывали. По сорок-пятьдесят человек было одновременно на сцене. А наши выпускники Анатолий Анатольевич и Тамара Викторовна Ивашковские тогда работали во МГИКе. Они отправляли к нам учиться тех, кто по конкурсу не прошел. Студенты в Калуге учились из Украины, Узбекистана, Казахстана. Работать с ними было легко: проходишь танцы народов мира – а она вот, она десять лет восточные танцы танцевала. И с костюмами проблем не было.
Насчет гинекологов и стоматологов - Ограничения существовали, конечно. Делали мы, например, к 7 Ноября номер. Сколько вообще этих «тачанок» и «монументов» переставили! А Черепанов задумал такой символический крест, девчонки танцевали на коленях, естественно, в трико. И на просмотре одна известная городская чиновница, когда танцоры на сцене повернулись к ней спиной, вдруг как закричит: «Ну что это вы за задницы напридумали еще!» А Черепанов ей говорит: «Это не я придумал, а народный артист Союза, лауреат государственной премии, руководитель украинского ансамбля танца Пал Палыч Вирский!». А она: «Не знаю я никаких Вирских!» Разные попадались начальники. Тогда часто смотры художественной самодеятельности проводились среди медиков, учителей. Помню, в одну больницу прихожу, потому что мне поручили их подготовить, говорю: «Я хореограф». Главврач звонит куда-то своим подчиненным и спрашивает: «Ну, как там у нас насчет хора?» Я ей так: «Вы что? Я же не путаю стоматолога с гинекологом, хоть в медицине совсем не разбираюсь». Ушел Сорокин из училища по выслуге лет. - Стало неинтересно, - признается он. Потом работал со своей ученицей Еленой Соболевой, а последние десять лет – в «Образе». - Это своеобразный коллектив, который не нацелен на то, чтобы взять все награды, его задача – показать все направления, а ребенок потом сам выберет, чем ему заниматься, - говорит Николай Иванович. – Сейчас мы к 15-летию коллектива готовим грандиозный концерт.
Есть отдушина Есть у Николая Ивановича Сорокина еще одно любимое занятие - то, с которого он начинал когда-то. Сорокин поет в ансамбле казачьей песни «Вольный ветер». - Мне нравится, для меня это как отдушина. Сейчас диск записываем. С казаками выступали на «Поющем мужском братстве», в храме Христа Спасителя. Мы даже в реестре казачьем есть, - говорит он. Насчет поддержания формы у этого подтянутого человека, живого и интересного рассказчика нет никаких особых секретов. - Молодняк не дает расслабиться, - шутит он. – Прыгаешь с ними до конца музыкальной фразы - а они бывают весьма длинными, - объясняешь, как надо делать. Был случай, когда я ними начал, потом остановился, стал руками показывать, чтобы они продолжали. А они тоже остановились и начали делать как я. Ни в какой другой сфере деятельности Сорокин себя не представлял и не представляет. Это случай из разряда уникальных, когда увлечение становится профессией, и ты никогда об этом не жалеешь. - Только однажды было сожаление, что папа с мамой не отдали в меня в музыкальную школу, - задумывается он. – Но это было для них материально тяжело... А если бы не стал заниматься танцами, даже не могу себе представить, что бы делал. Хотя все-таки я полтора месяца отработал фрезеровщиком…
Автор: Андрей ГУСЕВ. Фото Сергей Константинов.
Опубликовано: 12.01.2011 08:3702510
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter