Построить подземные переходы в Калуге нереально
Мнения о необходимости и, главное, о реальности городских подкопов под
автомагистрали в центре города высказываются диаметрально
противоположные.
Входные двери на первом в Калуге подземном переходе просто сняли,
чтобы уберечь их от вандалов.
Первый переход стал безлюдным и опасным
В единственном на сегодняшний день в Калуге подземном переходе под улицей Гагарина чистенько, тихо и пусто. Лишь поначалу первый в Калуге подземный переход вызывал у калужан интерес. А затем опустел. «Калужский перекресток» не раз сообщал о том, что, кроме вандалов, им никто не интересуется. Неоднократно переход подвергался нападению подростков-изуверов. В прошлом году милиции, благодаря камерам видеослежения, хулиганов, в очередной раз расписавших стены и разбивших стеклянные двери, удалось найти. Но двери, в конце концов, пришлось-таки снять.
Местные жители практически не пользуются этим переходом. Пешеходы просто боятся туда спускаться, особенно в вечернее время, – пустынно там и безлюдно.
Жители близлежащих домов предпочитают переходить улицу выше, на регулируемом перекрестке улиц Гагарина и Пушкина. Ни автобусных, ни троллейбусных остановок в ближайшей от перехода округе нет.
Подземный переход под улицей Гагарина был построен в 2008 году. На церемонии открытия представители городской власти обещали, что вслед за ним в городе откроется еще несколько, однако и в чиновничьей среде, и между простыми смертными до сих пор не прекращаются дебаты, где же их строить и, вообще, нужны ли они?
А в это время в центре города калужане продолжают кидаться под колеса несущихся плотным потоком автомобилей, преодолевая железные ограждения, разделившие улицу Кирова на две недосягаемые части.
Где калужане видят подземки
В идеале такие переходы были бы не лишними на перекрестках Кирова - Ленина, Кирова -Театральный сквер, Кирова - Московская, Кирова - Марата или Кирова - Плеханова. Там они действительно будут способствовать увеличению пропускной способности перекрестков. У городского парка переход, по мнению калужан, тоже нужен.
О специфике, цене и времени
На Гагарина переход рыли заодно со строительством дорожной развязки у моста: движение тогда перекрывалось, коммуникации переносили, места для входа и выхода было предостаточно, поэтому обошелся он относительно недорого. На его строительство было израсходовано примерно 30 миллионов рублей. Стоит учесть, что в этом месте подземные коммуникации не мешали, и строителям не пришлось сильно углубляться под землю. Под дорогами в центре города придется копать глубоко, чтобы не нарушить сложившуюся теле-электро-водо-сантех- систему.
Чтобы узнать, как глубоко она залегает, необходимо делать геологические изыскания. Фирма «Радиан», несколько лет назад проводившая такие работы на улице Театральной, обнаружила канализационные сооружения на глубине более семи метров!
Здорово было бы соединить, допустим, пешеходную часть Театральной и площадь, разделенные улицей Кирова. Но тогда переход будет начинаться от ступенек театра и закончится на улице Дзержинского. Или придется реконструировать коммуникации, что невероятно дорого. Нужен ли такой туннель? И реально ли в бюджете найти такие деньги? Вряд ли…
А на перекрестке Кирова-Ленина при близости домов, один из которых - памятник архитектуры, углубляться просто неоткуда.
На перекрестке улиц Кирова - Московская та же ситуация: площадка перед церковью исчезнет, а у бывшего обувного магазина просто нет места.
Что касается сроков. Переход под одной улицей строили полгода. Если рыть на перекрестках - значит, на несколько месяцев будет парализован центр города - объездных путей у нас не так уж и много, а автомобилей – пруд пруди.
Перекресток улиц Кирова-Московской.
Перекресток улиц Кирова-Ленина.
Перекресток улиц Кирова-Марата.
Перекресток улиц Кирова-Плеханова.
Что делать и как с этим дальше жить?
Гораздо дешевле оптимизировать схему движения, считают специалисты дорожного движения.
- Почему-то считается, что светофоры зло и их надо убирать. Ну, уберете его, а дальше? А дальше следующий светофор и так далее. Нужна полноценная «зеленая волна», вот и все, - говорят и автомобилисты, и специалисты дорожного движения.
- Пробки у нас по иным причинам, - считают другие. - Дороги узкие и в ямах, заставлены припаркованными машинами, даже в тех местах, где их расширили. А заставлены потому, что вся деловая активность сосредоточена на нескольких узких улочках. Плюс, конечно, менталитет. О других не думаем, все – о себе, любимых.
- Но мы все про машины, а для людей какая польза? Не проще ли постоять на светофоре 20-30 секунд, чем под землю лезть, - вопрошают другие калужане.
Послесловие
Еще в 80-х годах прошлого века заходила речь о подземных переходах в Калуге, и тогда от них отказались из-за огромного количества подземных коммуникаций разных лет, которые состарились и могут развалиться при первом прикосновении.
Так что пока нам придется довольствоваться одним подземным переходом. Можно даже приходить туда на экскурсию, чтобы почувствовать себя столичным урбанизированным человеком…