Калуга проиграла в борьбе с пробками
Что мешает изменить транспортную ситуацию в городе.
парковки под запрещающим знаком. А куда же смотрят гаишники?
Посещая другие города, всегда невольно сравниваешь их со своим, отмечая и преимущества, и недостатки. Недавно побывал в Смоленске, и увиденное там сильно задело за живое.
Город без «пазиков»
Показалось, что там сумели решить транспортную проблему. Хотя мы ездили по центральным, достаточно узким улицам, ни разу не попали в пробку. За два выходных дня единственный раз простояли минут около пяти перед светофором, и то сопровождающий извинялся и объяснял, что это случается в их городе крайне редко. Там значительно меньше, чем в Калуге, «газелей» и «пазиков», ходят в основном большие автобусы и комфортабельные маршрутки — «фольксвагены» или «мерседесы». Почему-то коммерческий транспорт стоит там 9 рублей — на рубль дешевле общественного. Показалось, что и не паркуются там как попало — под запрещающими знаками и на пешеходных переходах, хотя город будет побольше Калуги и, наверное, автомобилей там не меньше.
Кстати, говорят, что и акция «Уступи дорогу пешеходу», которую несколько лет назад инициировала горуправа, пришла в Калугу именно из Смоленска. И если в Смоленске водители всегда дисциплинированно уступают дорогу, то у нас пешеходам часто приходится быть осторожными даже на переходах.
А вернувшись домой, я увидел то, чего за выходные ни разу не наблюдал в Смоленске: транспортные пробки, беспорядочные несанкционированные стоянки авто в центре города, во дворах, где они занимают все свободное место.
Скажут, что не следует сравнивать Смоленск с Калугой. Но ведь очень хочется жить в городе, где одной злободневной проблемой меньше.
Приучать водителей к дисциплинированности
Один из высокопоставленных городских чиновников в разговоре на эту тему признал существование в городе транспортной проблемы.
— Милиция говорит, что ей нужны дорогие эвакуаторы, блокираторы колес для борьбы с нарушителями Правил дорожного движения, — сказал он. — Но мне кажется, что дело часто просто сводится к выполнению своих обязанностей: надо создать несколько прецедентов по наказанию тех, кто нарушает правила парковок и стоянок и таким образом начать приучать водителей быть дисциплинированными. Они будут остерегаться ставить машины где попало. Но я ни разу не видел, чтобы сотрудники ГИБДД находились в местах скопления автомобилей в центре города и занимались этим.
Улица Плеханова сегодня — самая
загруженная в Калуге.
Калужане не любят парковки?
Об интересном свойстве, наблюдаемом у калужских автовладельцев, рассказал один из читателей «Калужского перекрестка». На его взгляд, калужане неохотно пользуются даже имеющимися в городе парковками транспорта.
— Я живу в районе площади Маяковского и оставляю машину там, на парковке, — рассказал автолюбитель. — Домой хожу пешком, это недалеко. Но каждое утро наблюдаю, сколько автомобилей стоит у нас под окнами, на газонах и даже на детской площадке. От нее уже практически ничего не осталось, и маленьким детям даже поиграть негде. Пытался с некоторыми из наших жителей разговаривать, а они мне в ответ: тебе какое дело, где хотим, там и ставим свои машины. Будто они ими друг перед другом хвалятся.
Менять психологию
А вот что сказал по поводу транспортной ситуации в Калуге на недавнем брифинге губернатор Анатолий АРТАМОНОВ:
— Не так давно были опубликованы данные по автомобилизации российских городов. Калуга снова заняла высокое пятое место.
Наложите эту информацию на реальную действительность, а именно то, что Калуга – старинный город с узкими улицами, которые практически нельзя расширить, и получится то, что мы имеем сегодня.
Сейчас руководством города предпринимаются отчаянные попытки за счет лучшей организации движения уменьшить количество пробок. Один из важнейших резервов — организация стоянок автотранспорта. Надо строить как можно больше парковок, в том числе — многоярусных и подземных. Другого опыта решения этой проблемы нет ни у нас, ни у других стран. Следует запретить и стоянку транспорта у обочин. За границей поставить автомобиль в пятистах метрах от места, куда ты едешь, — большая удача. А у нас пытаются это сделать прямо у самого пункта назначения. Но для этого надо пользоваться общественным транспортом. И существующую психологию людей в этом смысле тоже надо менять.
А что сейчас?
Конечно, строить разнообразные парковки и стоянки — здорово. Но для Калуги это, скорее всего, дело далекого будущего, тем более что свободной земли в центре города практически нет. Получается, что изменения транспортной ситуации к лучшему нам придется ждать еще очень долго.
Хотя, казалось бы, первоочередные пути решения этой проблемы налицо: заставить работать над ней ГИБДД, переориентировать направление движения на некоторых улицах в центре, построить подземные переходы, сделать некоторые участки закрытыми для въезда личного транспорта.
Кстати, это же предлагают и наши читатели.
По официальным данным, средняя скорость движения автомобилей в нашем городе составляет около 30 километров в час, однако в часы пик скорость падает до 8–10 км/ч. Причина подобного явления — в огромном количестве транспорта, каждое утро выезжающего на городские улицы, которые на такую нагрузку просто не рассчитаны.
В городе нет дублирующих магистралей, развязок, не хватает парковок, да и дороги оставляют желать лучшего.
Между тем, по данным опросов, 60% горожан не верят в то, что ситуация с пробками в ближайшие годы как-то улучшится, а 23% уверены, что станет еще хуже.
Причина появления пробок в Калуге*
Главными проблемами города жители считают перегруженность автотранспортом и неразвитую дорожно-транспортную инфраструктуру.
Главными проблемами города жители считают перегруженность автотранспортом и неразвитую дорожно-транспортную инфраструктуру.
*Опрос проводился на улицах Калуги. Опрошено 58 человек. Допускался ответ
сразу по трем вариантам, поэтому результат превышает 100%.
сразу по трем вариантам, поэтому результат превышает 100%.
Сколько времени калужане проводят в пробках?
глас народа
А вот что думают об этой проблеме калужане
Сергей:
— Я из Полотняного Завода, в Калугу езжу нечасто. Но даже я наслышан о проблемах нашего областного центра с пробками и парковками. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, я обычно приезжаю пораньше. Занимаю место на парковке где-нибудь в центре, например на Плеханова, и ухожу по своим делам пешком. Калуга — город маленький, и все нужные точки обычно рядом. Думаю, что, если побольше ходить пешком, можно частично решить проблемы пробок.
Владимир Вересович:
— Пробки в последнее время превратились в бич нашего города. Чтобы проехать через центр порой приходится тратить около часа. Есть ли решение этой проблемы? Возможно разгрузить улицы помогут централизованные парковки, которые уберут с дороги лишний транспорт, эвакуатор, который будет увозить автомобили нарушителей из мест, где парковаться нельзя, ну и ремонт дорог и, где это возможно, расширение проезжей части.
Ольга Михеенкова:
— Транспортная ситуация в городе, конечно, ужасная. На мой взгляд в основе этой ситуации три проблемы: плохие дороги, неуважение пешеходами водителей и неуважение водителями водителей. Частыми виновниками пробок являются ямы на дорогах, которые приходится объезжать, создавая затор. Пешеходы, которые привыкли, что их пропускают перед пешеходным переходом стали наглеть и стараются перейти дорогу в любом месте, и если перед «зеброй» водители притормаживают, то затормозившая перед неожиданно выбежавшим пешеходом машина неминуемо попадает или в ДТП, или создает пробку. Ну и взаимоуважение на дороге, о котором все забывают. Водители друг друга подрезают, не уступают дорогу и т.д.
Владимир Коготков:
— В городе много техники и узкие улочки. Я считаю, что все проблемы связаны с этим. Многие жалуются на дороги, но мне доводилось бывать в других городах и видеть там дороги куда хуже наших. Ну а проблемы с пробками и множественными ДТП можно частично решить с помощью подземных переходов хотя бы в центре города. Например, переход на въезде существенно выручает: я знаю множество примеров, когда автомобилисты врезались там в столбы из-за пешеходов или сбивали их самих. Так что городу большое спасибо за переход, но хочется еще несколько таких же.