«Фольксваген» учится бастовать

Опубликовано: 23.06.2009 15:46 0 2058

Как все начиналось
Интересно, что забастовка на автозаводе началась после состоявшегося семинара «Представительство интересов работников в Германии и России на примере предприятий группы Фольксваген». Он был организован Межрегиональным профсоюзом работников автопрома при поддержке Всероссийской конфедерации труда и фонда Фридриха Эберта.
В Калугу приехали профсоюзные деятели из  Москвы, Тольятти, Санкт-Петербурга, в том числе небезызвестный Алексей Этманов с завода «Форд» во Всеволожске. Рабочим предприятия удалось добиться повышения зарплаты и заключения коллективного договора, установив самый высокий стандарт оплаты труда не только в Ленинградской области, но и для всех предприятий транснациональных корпораций  в стране.
По сообщениям электронных СМИ, на семинаре некоторые рабочие говорили прямо: «Научите меня бастовать». А координатор региональных программ и исполнительный секретарь Всероссийской конфедерации труда Лариса Никулина сказала: «Вы должны себя «поставить» так, чтобы работодатель вас уважал».
И через несколько дней в Калуге началась «итальянская» забастовка, особенность которой заключается в замедленном темпе работы и невыполнении плана. Она сразу же нашла свое отражение на профсоюзных интернет-сайтах. Основным поводом для нее стала якобы повышенная температура в сборочном цехе.
По сообщению интернет-СМИ, главные требования рабочих — установить базовый размер заработной платы на уровне 148 рублей в час (сейчас это всего 76 руб./час) и начать переговоры с профсоюзом МПРА по заключению коллективного договора. Кроме того, работники настаивают на включении своего представителя в комиссию по замерам температуры и строгом следовании нормам охраны труда (СанПиН).
До принятия окончательного решения обе смены решили норму «не гнать».
— Если прогнуться сейчас, то потом нас загонят в угол и улучшений уже не дождешься. Что же касается бонусов, то нам они вообще не нужны. Пусть лучше сделают нормальную зарплату и заключат колдоговор с профсоюзом в интересах всех работников, — говорит председатель профкома МПРА Калерия ШМАРЕВА. — Прессинг работодателя даже идет нам на пользу: мы стали сплоченнее.

Эмоции снижают свой накал
Корреспондент «Перекрестка» узнал мнение 
директора по персоналу завода «Volkswagen» в Калуге Ярослава ХОЛЕЧЕКА.
— В чем, на ваш взгляд, суть происходящего на предприятии конфликта?
— Рабочие цеха SKD-сборки были недовольны тем, что им не выплатили часть премии за май. Мы не выплачивали часть премии, так как завод не смог выполнить две из пяти поставленных целей на этот месяц. Премия в размере 15% от зарплаты является одним из способов стимулирования сотрудников, и сокращение премии не было нарушением каких-либо правил. Но для наших сотрудников оказалось неожиданностью то, что сокращение коснулось всего предприятия. Тем более что это было сделано впервые. Я должен признать, что мы недостаточно подробно объяснили этот шаг. Жалобы на высокую температуру были лишь поводом, чтобы выразить протест.
— Каковы на самом деле условия труда в цехе, где трудятся эти рабочие? Что делается администрацией завода для создания нормальных условий работы персонала?
— Условия работы на калужском заводе никак не отличаются от условий на любом другом заводе, где недавно было начато производство. Будь то в Германии, Польше, Чехии или Словакии. Эти условия не являются бесчеловечными и не противоречат правилам безопасности труда. Цеха, в которых мы работаем, соответствуют центральноевропейским нормам.
Бывает, что когда жара на улице держится несколько дней, то и в цехах поднимается температура. Но это не причина для того, чтобы останавливать производство. И российское законодательство не позволяет просто останавливать работу в знак протеста.
На той неделе температура поднялась до 29 градусов. После этого руководство завода приняло решение: в часы, когда температура превышает 28 градусов, предоставлять рабочим дополнительный пятиминутный оплачиваемый перерыв.
Кроме того, мы обратились в официальные органы надзора с просьбой провести измерение температуры в цехах. Полученные ими объективные данные позволят завершить дискуссию и подтвердить, что мы не нарушаем закон.
Volkswagen соблюдает законы каждой страны, в которой он производит и работает, то же касается и России.
— Каким образом администрация предприятия будет сотрудничать с профсоюзной организацией в урегулировании спорных вопросов?
— В настоящее время на заводе есть два профсоюза. В каждый из них входит менее 20% сотрудников, и поэтому мы не можем ни с одним из этих профсоюзов заключить коллективный договор. Тем не менее мы  встречаемся с каждой из этих организаций как минимум раз в месяц, чтобы лучше понимать и решать проблемы сотрудников и также обмениваться информацией. И за последние две недели мы несколько раз встречались с представителями рабочих, чтобы разъяснить проблему и решить ее.
Сейчас эмоции снижают свой накал, и мы стараемся снова завоевать доверие наших сотрудников. Руководство завода внимательно выслушало их и постарается, чтобы мы снова могли вместе успешно работать.
— Ожидается ли на предприятии повышение зарплаты?
— В практике Volkswagen — повышать зарплату раз в год, если не происходит чрезвычайных ситуаций или резкого роста инфляции. Последний раз мы это делали в июле 2008 года. Планируем проиндексировать зарплату с 1 июля с учетом инфляции, экономической ситуации в целом и ситуации на рынке труда. Я должен добавить, что ситуация на российском автомобильном рынке сейчас довольно критическая. Кризис не обошел стороной и Volkswagen, тем не менее, мы не сокращали сотрудников и платим зарплату вовремя.

из первых уст

Если бы не амбиции
За происходящим на заводе внимательно следят в администрации области. Вот что думает по этому поводу губернатор Анатолий АРТАМОНОВ:
— Наше отношение к инвесторам было и остается неизменным. Тот, кто вложил свои деньги в производство в Калужской области, не должен потерять ни евро, ни доллара, ни рубля. А должен он иметь все возможности для того, чтобы наращивать вложенный капитал.
Власть обязана гарантировать безопасность деятельности инвесторов. Но мы, подписывая соглашение с той или иной компанией, рассчитываем на то, что инвестор будет выполнять обязательства, взятые на себя перед наемными работниками.
Власть обязана защищать их интересы. Но попраны ли были права работников до забастовки на «Фольксвагене»? Уверен, что все возможные трудовые споры на предприятии можно было решить без забастовки, если бы не амбиции ячейки межрегионального профсоюза работников автопрома.

Автор: Андрей ГУСЕВ.
Опубликовано: 23.06.2009 15:46 0 2058
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев