Из «Тараса Бульбы» сделали политический боевик

В Калуге за первые несколько дней проката картину посмотрели более пяти тысяч зрителей.
08.04.2009, 10:40
0 2040
Фото www.kinopoisk.ru
В Калуге за первые несколько дней проката картину посмотрели более пяти тысяч зрителей.

После просмотра «Тараса Бульбы» у меня осталось двоякое чувство. Надо признать, режиссер Владимир Бортко великолепно передал атмосферу того времени, в котором происходили описанные Гоголем события.

Бортко переписал Гоголя
Очень колоритными и яркими получились созданные актерами образы. Даже Михаил Боярский в роли казака Шило смотрелся органично. Хотя поначалу появление постаревшего Д’Артаньяна с длинным чубом вместо привычной шляпы было встречено зрителями громким смехом. Хороши Остап с Андрием, которых сыграли Владимир Вдовиченков и Игорь Петренко. Выше всяких похвал работа Богдана Ступки, которому досталась самая сложная задача – перевоплотиться в Тараса Бульбу. Критики по этому поводу уже высказались, написав, что Бульба Богдана Ступки – лучший Бульба всех времен и народов. Хотя, на мой взгляд, у Бортко главный герой получился все же слишком симпатичным и благородным. Эдакий Робин Гуд из Запорожской Сечи. Воин-освободитель, который идет войной на «проклятых ляхов», чтобы отомстить за то, что они разорили его родное село и зарубили жену. У Гоголя, между прочим, все было по-другому. Военный поход Бульба организовал ради того, чтобы его сыновья могли показать себя в бою. Да и самому Тарасу порядком наскучила мирная жизнь. А сцены гибели жены в повести вообще нет! Ее придумал уже сам Бортко. Видимо, чтобы было логическое объяснение действиям казаков и той жестокости, с которой они разоряли польские села и города. Вот лишь одна очень показательная цитата из повести Гоголя:
«Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу…» В общем, инквизиция отдыхает. Но эти моменты создатели фильма предпочли обойти, наверное, чтобы не усложнять зрителям восприятие образа главного героя.

Детям до 16 смотреть не рекомендуется!
А вот полякам досталось, конечно, по полной программе. Здесь уж режиссер не поскупился на то, чтобы как можно ярче продемонстрировать жестокость «проклятых ляхов». Одна казнь Остапа чего стоит! Зрителю в течение нескольких минут в деталях показывают, как герою ломают руки и ноги, как затем его поднимают на железном крюке в воздух. Краем глаза наблюдала в этот момент за зрителями. Рядом сидела семейная пара с ребенком лет восьми-девяти. Родители во время самых кровавых сцен просто закрывали девочке глаза. Да и многие взрослые предпочитали в такие моменты не смотреть на экран. Кстати,  Гоголь предпочел не шокировать читателей описанием страшной сцены. Он так и написал: «Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества».
С натурализмом в фильме, вообще, перебор, на мой взгляд. Реки крови, переломанные кости, отрубленные головы — всего этого там в избытке. Картина явно не для семейного просмотра, одним словом.

А был ли мальчик?
Любовная тема, показанная в картине, тоже вызывает много вопросов. Ну, во-первых, панночку сделали худосочной стервозной блондинкой. Хотя Гоголь описывает возлюбленную Андрия как чернобровую, черноглазую девушку с темно-ореховыми волосами. Но это мелочи по сравнению с эротической сценой, которая разыгрывается между Андрием и прекрасной полькой в ее же доме белым днем. Если Николай Васильевич ограничивается описанием невинного поцелуя, все-таки XVI век, то Бортко идет значительно дальше… Как следствие, в финале картины появляется еще одна не предусмотренная писателем сцена: панночка рожает сына. Тарас Бульба жил, Тарас Бульба жив, Тарас Бульба будет жить!

1:0 не в пользу Гоголя
Кто-то скажет, что все это мелочи, что мыслить надо масштабнее. Но именно за этими мелочами, как мне кажется, потерялись и Гоголь, и его герой. По сути, история Тараса Бульбы превратилась в пафосный патриотический лозунг и попытку лишний раз кинуть камень в огород Польши и Украины. Кстати, с патриотизмом вышла небольшая накладочка. По этому поводу очень интересно высказался актер Игорь Петренко, исполнитель роли Андрия. В одном из недавних интервью он заметил, что «Тарас Бульба» учит, скорее, не любви к Родине, а тому, как грамотно и быстро организовать политический переворот.
Кстати, печатная версия повести Гоголя у калужан особым спросом не пользуется. В книжных магазинах и на развале произведения писателя по-прежнему берут редко.
Автор: Анастасия РОЩИНА.
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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