$ 73.32 0.21
80.12 0.42

Из «Тараса Бульбы» сделали политический боевик

Опубликовано: 08.04.2009 10:40 0 1293
Фото www.kinopoisk.ru
В Калуге за первые несколько дней проката картину посмотрели более пяти тысяч зрителей.

После просмотра «Тараса Бульбы» у меня осталось двоякое чувство. Надо признать, режиссер Владимир Бортко великолепно передал атмосферу того времени, в котором происходили описанные Гоголем события.

Бортко переписал Гоголя
Очень колоритными и яркими получились созданные актерами образы. Даже Михаил Боярский в роли казака Шило смотрелся органично. Хотя поначалу появление постаревшего Д’Артаньяна с длинным чубом вместо привычной шляпы было встречено зрителями громким смехом. Хороши Остап с Андрием, которых сыграли Владимир Вдовиченков и Игорь Петренко. Выше всяких похвал работа Богдана Ступки, которому досталась самая сложная задача – перевоплотиться в Тараса Бульбу. Критики по этому поводу уже высказались, написав, что Бульба Богдана Ступки – лучший Бульба всех времен и народов. Хотя, на мой взгляд, у Бортко главный герой получился все же слишком симпатичным и благородным. Эдакий Робин Гуд из Запорожской Сечи. Воин-освободитель, который идет войной на «проклятых ляхов», чтобы отомстить за то, что они разорили его родное село и зарубили жену. У Гоголя, между прочим, все было по-другому. Военный поход Бульба организовал ради того, чтобы его сыновья могли показать себя в бою. Да и самому Тарасу порядком наскучила мирная жизнь. А сцены гибели жены в повести вообще нет! Ее придумал уже сам Бортко. Видимо, чтобы было логическое объяснение действиям казаков и той жестокости, с которой они разоряли польские села и города. Вот лишь одна очень показательная цитата из повести Гоголя:
«Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу…» В общем, инквизиция отдыхает. Но эти моменты создатели фильма предпочли обойти, наверное, чтобы не усложнять зрителям восприятие образа главного героя.

Детям до 16 смотреть не рекомендуется!
А вот полякам досталось, конечно, по полной программе. Здесь уж режиссер не поскупился на то, чтобы как можно ярче продемонстрировать жестокость «проклятых ляхов». Одна казнь Остапа чего стоит! Зрителю в течение нескольких минут в деталях показывают, как герою ломают руки и ноги, как затем его поднимают на железном крюке в воздух. Краем глаза наблюдала в этот момент за зрителями. Рядом сидела семейная пара с ребенком лет восьми-девяти. Родители во время самых кровавых сцен просто закрывали девочке глаза. Да и многие взрослые предпочитали в такие моменты не смотреть на экран. Кстати,  Гоголь предпочел не шокировать читателей описанием страшной сцены. Он так и написал: «Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества».
С натурализмом в фильме, вообще, перебор, на мой взгляд. Реки крови, переломанные кости, отрубленные головы — всего этого там в избытке. Картина явно не для семейного просмотра, одним словом.

А был ли мальчик?
Любовная тема, показанная в картине, тоже вызывает много вопросов. Ну, во-первых, панночку сделали худосочной стервозной блондинкой. Хотя Гоголь описывает возлюбленную Андрия как чернобровую, черноглазую девушку с темно-ореховыми волосами. Но это мелочи по сравнению с эротической сценой, которая разыгрывается между Андрием и прекрасной полькой в ее же доме белым днем. Если Николай Васильевич ограничивается описанием невинного поцелуя, все-таки XVI век, то Бортко идет значительно дальше… Как следствие, в финале картины появляется еще одна не предусмотренная писателем сцена: панночка рожает сына. Тарас Бульба жил, Тарас Бульба жив, Тарас Бульба будет жить!

1:0 не в пользу Гоголя
Кто-то скажет, что все это мелочи, что мыслить надо масштабнее. Но именно за этими мелочами, как мне кажется, потерялись и Гоголь, и его герой. По сути, история Тараса Бульбы превратилась в пафосный патриотический лозунг и попытку лишний раз кинуть камень в огород Польши и Украины. Кстати, с патриотизмом вышла небольшая накладочка. По этому поводу очень интересно высказался актер Игорь Петренко, исполнитель роли Андрия. В одном из недавних интервью он заметил, что «Тарас Бульба» учит, скорее, не любви к Родине, а тому, как грамотно и быстро организовать политический переворот.
Кстати, печатная версия повести Гоголя у калужан особым спросом не пользуется. В книжных магазинах и на развале произведения писателя по-прежнему берут редко.
Автор: Анастасия РОЩИНА.
Опубликовано: 08.04.2009 10:40 0 1293
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев