Директор калужской гимназии отменил третью четверть
Благодаря новому учебному плану воспитанники гимназии № 19 г. Калуги стали реже болеть и лучше учиться.
Благодаря новому учебному плану воспитанники гимназии № 19 г. Калуги стали реже болеть и лучше учиться.
На прошлой неделе встретила давнюю знакомую, маму пятиклассника Миши. На мой вопрос, как дела у сына, приятельница, вздохнув, ответила:
— Какие могут быть дела? У нас третья четверть... Четверти – короче, каникул – больше
Третья учебная четверть, самая длинная и самая трудная в году, всегда была тягостным испытанием для школьников, их родителей и учителей. Именно в это время успеваемость у детей заметно снижается, они чаще болеют. В психологии и педагогике даже появился такой термин, как «синдром третьей четверти».
Впрочем, ученикам калужской гимназии № 19 этот диагноз уже точно не грозит. В 2004 году они перешли на новый учебный режим. Пять – шесть недель гимназисты учатся, затем несколько дней отдыхают. В итоге нет длинных четвертей, а каникул получается целых пять: два раза школьники отдыхают осенью, два раза — зимой и один раз — весной, в конце марта – начале апреля. Первоклассникам повезло особенно: у них есть еще и дополнительные, шестые по счету, каникулы.
— Это не моя идея, — говорит директор гимназии № 19 г. Калуги Александр РАХАЕВ. — По такому плану работают многие московские школы. В 2004 году я прочитал об этом в «Вестнике образования». Очень заинтересовался, поговорил с завучами, вместе мы приняли решение попробовать внедрить подобный учебный график в нашей гимназии.
Новый план против гриппа
Поначалу далеко не все школьники, родители и учителя восприняли идею директора на ура.
— Дети говорили примерно следующее: «Почему все отдыхают, а мы учимся?», — вспоминает Александр Владимирович. — Но, мне кажется, дело только в привычке. На самом деле это очень удобно. Благодаря такому плану дети меньше устают, лучше учатся. Для гимназий, где нагрузка и так большая, это очень важно.
Скептиков заметно поубавилось, когда по окончании второго и третьего годов эксперимента были проведены медицинские исследования. Их результаты оказались ошеломляющими: здоровье школьников улучшилось практически по всем параметрам!
— Особенно хорошо это видно на примере нервных и сердечно-сосудистых заболеваний, — в качестве доказательства Александр Рахаев показывает нам составленные по результатам медицинских замеров графики. — И еще один интересный момент — благодаря тому что зимой мы дважды уходим на каникулы, нам удается избежать эпидемий гриппа. Раньше мы частенько закрывались на карантин. Но последние три-четыре года нам удавалось этого избежать.
Единомышленники
Воспитанники 19-й гимназии уже и не представляют себе, что можно учиться по какому-то другому плану, кроме того, который у них есть.
— Мне такой график очень нравится, — говорит восьмиклассник Саша ТОНОВ. — У нас больше каникул. Значит, мы больше отдыхаем и почти не болеем.
— На мой взгляд, такой режим очень удобен для школьников, особенно для самых маленьких, — считает Анна БАГИРБЕКОВА, мама второклассника Максима. — Благодаря ему детский организм лучше адаптируется к школьным нагрузкам. И ничего, что каникулы короткие. Когда они бывают часто, то и учиться легче, чем когда каникулы длинные, но ждать их приходится по нескольку месяцев.
Кстати, у директора гимназии № 19 недавно появились единомышленники. О том, чтобы внедрить у себя аналогичный учебный план, сейчас всерьез размышляет руководство пятой школы.