Олег ПОГУДИН: «С пустой головой лучше не петь»

Опубликовано: 17.12.2008 15:00 0 3886

В Калуге концерт Олега Погудина, прошедший на прошлой неделе в концертном зале, едва не отменили из-за памятной аварии на электросетях.

- Нас даже просили не приезжать слишком рано, рассказал певец корреспонденту «Перекрестка». - Честно скажу, что если бы не успели прогреть зал, я не знаю, что бы делал. Но я Калугу очень люблю – и филармонию, и зрителей. Когда десять лет встречаешь такую реакцию на свои выступления у зрителей  – это счастье.

Накануне своего 40-летия певец показал в Калуге программу «Двести лет русскому романсу», в которой исполнил все хиты из своего обширного репертуара.  Он щедро дарил зрителям свои эмоции, изредка улыбаясь, и тогда лицо его казалось особенно искренним.

- Почему так редко улыбаетесь? – поинтересовался после концерта у певца корреспондент «Перекрестка».

- Хорошего много не бывает, - улыбается Олег Погудин. - Ну, а если серьезно, то она же мне не подвластна, эта улыбка. Причем, если артист ее специально добивается, то она может быть выразительной, отточенной, но все равно замечаешь, что он ее сыграл. Жанр лирической песни,  в котором я работаю, очень счастливый и замечателен тем, что каждый раз выходишь на сцену как заново, потому что каждое выступление зависит от сегодняшних условий. Это и настроение, и погода, и события в стране.  В Калуге выступление, конечно, прошло под знаком вчерашних событий (концерт Олега Погудина состоялся на следующий день после похорон Патриарха Алексия II. – Ред.). Но для меня поразительно, что в эти дни в Москве, и я думаю, по всей стране произошло какое-то неформальное единение огромного количества людей – не только церковных, но вообще.

- Вы присутствовали на похоронах?

- Нет, там нужно  было иметь достаточно сил, здоровья, чтобы выстоять все. У меня, к сожалению, вообще здоровье совсем не железное для певца, достаточно скромное. И, кроме того, при существующих обстоятельствах, от которых зависит много людей, причем именно от того – сыграем мы или не сыграем, я не мог рисковать. Но я был у храма Христа Спасителя, помолился…

Так вот, личное настроение очень влияет на выступление  в жанре лирической песни, в котором я работаю. Это не отменяет школу, мастерство, воспитанности, культуры, ответственного отношения к делу. Но все-таки  искусство исполнения романса – прежде всего искусство создания определенной атмосферы. У меня есть критерий, по которому я  оцениваю, работал хорошо или не очень хорошо – искренность. Ради этого, может быть, иногда нужно жертвовать эмоциональностью. Но главное -  это то, что происходит в сердце, душе и зрителя, и что потом как семечко будет прорастать, и человек будет дышать этим чувством еще несколько месяцев. Такое, кстати, и со мной происходит, когда я вижу выступления больших, серьезных артистов.

- Для вас важнее свои эмоции отдавать залу или получать от него?

- Собственно, работа артиста – это, в первую очередь, отдача своих эмоций. Это главное, и без этого на сцену лучше не выходить.

В моем жанре отсутствуют декорации, часто даже свет. Вообще все мои концерты можно назвать филармоническими, и поэтому здесь должно быть совпадение душевного, эмоционального самочувствия, происходить совпадение настроений зрителя и исполнителя. Оно дает некую раскачку  - как  колокол, когда он начинает звучать, становиться все мощнее. Если это происходит, то, Слава Богу, даже если есть какие-то несовершенства.

- Я почему-то вспомнил, что лет 10 назад в этом же зале романс «Гори, гори, моя звезда», который есть в вашей программе, исполнял Борис Штоколов….

- Борис Тимофеевич был великий певец и очень хороший человек. Это для лирической песни, романса очень важно, чтобы человек обладал в дополнение к профессионализму эмоциональной сферой, был неравнодушен. Очень многие вокалисты, в том числе,  и хорошие, которые успешно работают, в этом отношении пустоваты, душа у них не наполнена.

Процесс пения очень физиологичен, и намного легче петь, если отключить голову, какие-то переживания, - тогда технически процесс легче осуществим. А романс этого не позволяет. В частности, городской романс – малая форма, где все построено на нюансах, эмоциональном богатстве, способности сопереживать. Это трудно, да и одарены-то этим не все. Добиться какого-то совершенства здесь – это определенный, серьезный труд. Он включает в себя самообразование, наработку культурного багажа, другие серьезные вещи.

- Вам  удается выстраивать в каждой песне определенную драматургию…

- Да, в каждой песне, вы абсолютно правы. Романс в этом смысле материал очень благодатный. Это определенная история,  исповедь лирического героя, как правило, любовное признание, поэтому драматургия там яркая, сочная. Главное только сделать это изящно. Мне такое определение очень нравится. Иногда пытаюсь в целом выстроить драматургию целого концерта, но это сложнее.

- В Калуге в день вашего концерта с утра не было света. Слава Богу, его включили… А в каких-нибудь других неудобных условиях приходилось выступать?

- К сожалению, приходится до сих пор выступать и в плохих условиях. Рассказывают, что Иван Семенович Козловский отказывался работать, если в зале была температура ниже 18 градусов. Кстати, это положение до сих пор осталось в трудовом кодексе.  Это очень опасно для вокалистов, но это необходимость, и у меня были такие опыты. Я выступал в Рязани при отключенном отоплении, когда в зале было +13.  Потом долго не мог петь…  А в прошлом году впервые выступал в Днепропетровске, тоже в холодном зале.

Украина – вообще отдельная история. Там перманентный кризис, но меня жизнь украинцев очень трогает, я очень  переживаю за них, поскольку у меня половина родни из Украины. Зал был полон. Я принял решение петь, хотя очень боялся.  Но Бог миловал.

Вообще  гастроли часто напоминают о военных обстоятельствах, которых никак не должно быть в мирное время. Есть тонкие вещи, лирический певец – существо очень хрупкое, у него физиология такая, а  голос – это его главный инструмент.

- Тогда каким образом вы бережетесь? Как вам это удается, может, дадите какой совет для читателей?

- Да не удается (улыбается). Все советы -  стары как мир. Если серьезно, конечно, надо стараться вести здоровый образ жизни в самом простом понимании этого слова. В наше время это сложно, один телевизор – это истребление здоровья. Лучше всего, конечно, спокойствие, домашняя уверенность, что тебя кто-то поддерживает.  С другой стороны,  время жестоко, и разбазаривать его нельзя. Но нельзя превращаться в сухаря и не отдавать себя людям. Отдавать себя людям  просто необходимо, потому что только тогда ты восстанавливаешься в эмоциональном плане.

- Я -  человек церковный.  А у Апостола Павла в Новом Завете есть слова: «Любовь – она выше закона». И, собственно говоря, христианское миропонимание  базируется на любви. При принятии этого можно пройти все испытания. Заповедь «Возлюбите друг друга» - вообще одна из самых трудных, но выполнять ее надо хотя бы стремиться.

- Вы соблюдаете Рождественский пост, который сейчас идет?

- Я даю себе послабления, но это моя личная ситуация в том, что касается поста. Совершенно ответственно могу сказать, что поститься необходимо. Но пост должен определять духовный отец.

Я воцерковился, то есть, стал жить церковной жизнью, около 15 лет назад, а крестился еще раньше.  Пытался все делать сам, и постился тоже самочинно. Заканчивалось все воспалением легких. И единственный раз, когда я потерял зуб, был во время поста, когда назначил его для себя сам. Пост должен соединяться с  церковной жизнью – с молитвой, послушанием, поставленным духовным отцом.

А что касается меня – если я могу ограничить выступления постом, я всегда делаю это Великим постом. Все-таки Рождественский пост – нестрогий. Причем иногда поститься – это не отказываться от каких-то продуктов, а не делать чего-то. Но я говорю только в отношении себя, это  для каждого индивидуально. Самоограничение должно быть для каждого свое.  У церкви общие законы, но у каждого свой духовный путь. Поэтому все эти вопросы надо обсуждать с духовным отцом.

Досье «Перекрестка»

Олег Евгеньевич Погудин родился 22 декабря 1968 года в Ленинграде, учился в музыкальной школе, был солистом детского хора радио и телевидения.
В 1985–1990 годах учился в ЛГИТМиКе, который закончил с отличием.
Первый сольный концерт Олега Погудина состоялся в знаменитом клубе авторской песни «Восток» в 1987 году. С 1993 года активно концертирует в России и за рубежом.
Концерты и передачи с участием Олега Погудина регулярно транслируются на отечественных и зарубежных теле- и радиоканалах. В 2005 – 2006 годах Олег Погудин был ведущим программы «Романтика Романса» на канале «Культура».
В 2002 году Олег Погудин стал лауреатом Молодежной премии «Триумф». В конце 2004 года Олегу Погудину присвоено звание заслуженного артиста Российской Федерации.
Певца часто по праву называют «Серебряный голос России», справедливо отмечая прекрасные вокальные данные, уникальный тембр голоса  и безупречный художественный вкус певца, тонкое понимание им исполняемых произведений, сложность, разнообразие и, вместе с тем, цельность концертных программ, редкостную самоотдачу во время выступлений и исключительно теплое и уважительное отношение к зрителю. 
Автор: Андрей ГУСЕВ
Опубликовано: 17.12.2008 15:00 0 3886
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев