Вместо рыбы и мяса калужанам продают лед

В магазинах и на рынке Калуги покупателям все чаще продают перемороженные продукты
Недавно в редакцию позвонила читательница Наталья ИВАНОВА:
- Каждый раз переживаю, покупая в магазине рыбу. Знаю, что меня обманывают, обвешивают, и все-таки плачу деньги, потому что купить качественный, неперемороженный товар невозможно. Недавно взяла две тушки морского языка. Они потянули на 800 грамм. Принесла их домой, разморозила и взвесила. Чистый вес рыбы составил 450 граммов. Значит, почти половину денег я отдала за растаявший лед. Пошла в магазин жаловаться, но там меня даже слушать не стали. Как действовать в таких случаях, как справедливости добиться?
За разъяснениями мы обратились к специалистам Роспотребнадзора.
- К нам поступают жалобы калужан по фактам продажи перемороженной рыбы, - рассказывает ведущий специалист Роспотребнадзора Алевтина БЕСПАЛОВА. - К сожалению, в стандартах, которыми мы обязаны руководствоваться, формулировка о том, сколько льда должно быть в продукте, не совсем корректная. Там говорится, что лед должен составлять не менее 4% от веса продукта, а вот верхний предел не указан, то есть льда в рыбе и мясе может быть хоть 100%. По этому поводу мы будем обращаться в Госстандарт России с просьбой пересмотреть соответствующую формулировку.
Гораздо более четко сформулирована норма относительно филе рыбы отечественного производства. Согласно ГОСТу, льда в нем должно быть не больше 4,5%. Но применить эту норму к импортному филе рыбы, куриным окорочкам и тушкам, морепродуктам, а также отечественным продуктам, произведенным по техническим условиям (ТУ), невозможно.
Например, филе импортной рыбы поступает в продажу в специальной водной глазировке. Это предохраняет продукт от преждевременной порчи, рыба дольше хранится.
Если куры производятся по ТУ, то количество влаги в них может составлять до 50%. Тушки таких кур обрабатывают специальным рассолом при помощи шприцев. При разморозке такой продукт теряет до 20 процентов первоначального веса.
Конечно, продавцы должны предупреждать покупателей о том, что рыба глазирована, что после разморозки вес продукта значительно уменьшится: необходимо указывать это на ценниках. Но практически никто из торговцев этим себя не обременяет.
- За некачественную продукцию несет ответственность продавец. Это либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, - рассказал нам заместитель главного санитарного врача области Сергей ПАВЛОВ. - Мы проводим проверки по поступившим от покупателей жалобам. Проверяем документы на мороженые продукты, отбираем пробы, проводим лабораторные исследования. Определяем, сколько в продуктах содержится воды. Несколько дел закончились для продавцов штрафами, самый минимальный из которых – 2000 рублей.
Продавцам, торгующим рыбой на рынке, часто приходится выслушивать недовольных покупателей.
- Бывает, что нас просят сколоть с тушки лишний лед, - говорит продавец Татьяна. - Но мы этого не делаем. Во-первых, наш заработок зависит от дневной выручки, а во-вторых, этот лед отколоть невозможно: он будет отваливаться вместе с кусками вмороженной в него рыбы. Хотя, если честно, нам тоже надоели эти перемороженные продукты. Торговать ими сложно, все время приходится брать лед руками, надевать перчатки даже летом. Да мы и сами покупаем тот же лед.
Кстати, если покупателя не предупредили о том, что он приобретает продукт, глазированный водой, то он может смело обращаться в отдел по контролю за рекламой и защите прав потребителя управления экономики и имущественных отношений, в Роспотребнадзор или в милицию.
Если вам отпустили товар меньшего веса, не соответствующего оплате, это обман и обвес. Магазин или торговую точку оштрафуют.
Наша справка
Куда идти жаловаться?
Отдел по контролю за рекламой и защите прав потребителей управления
экономики и имущественных отношений: г. Калуга, ул. Платова, 3, кабинет 103, телефон: 53-81-57
Областное управление Роспотребнадзора: г. Калуга, ул. Чичерина, 1а
Управление милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства: г.Калуга, ул. Телевизионная, 3 (рядом со школой №7)
А как у них?
В Скандинавии, Японии, Великобритании, Ирландии, Канаде, Нидерландах, в Тайване и во многих других странах доля льда в замороженных рыбопродуктах не должна превышать 5—7% от общего веса. Причем эта информация обязательно указывается на упаковке или ценнике. Если «ледовая» составляющая больше — тогда неизбежны конфискация товара, выплата полуторной, а то и двойной цены покупателю, плюс крупные штрафы для производителя и торгового объекта. Кроме того, до 40 процентов ассортимента рыбы и изделий из нее в этих странах, а в Японии и на Тайване — почти 70 процентов - вообще запрещено продавать в замороженном виде...
Как выбрать качественный товар?
Существуют определенные признаки, на которые необходимо обращать внимание при покупке. Во-первых, внешний вид. Если вы покупаете замороженное мясо или рыбу и видите в упаковке лед и деформированные куски, которые как бы «стекли» книзу – это явные признаки перемороженных продуктов.
При покупке охлажденного мяса и рыбы нужно быть еще более внимательными. Вместо качественного товара можно купить и «разморозку» по цене охлажденного мяса. В этом случае определить наверняка, является ли продукт тем, за что его выдают, может только специалист. Если вы все же предпочитаете покупать охлажденное мясо, обращайте внимание на следующие моменты:
- куски мяса не должны быть заветренными, под ними не должно быть крови;
- свежее мясо практически не имеет запаха. То же самое можно сказать о
рыбе.
Еще один критерий определения качества товара: соотношение цена - качество. Если вам предлагают приобрести заведомо дорогой товар по низкой цене, это должно как минимум насторожить. Попросите продавца показать сертификат качества. Если он отсутствует, от покупки лучше отказаться.
Самые важные новости Калуги и области. Оперативно, интересно, объективно. Подписывайтесь на наш телеграм канал @kp40ru.
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!
