$ 73.32 0.21
80.12 0.42

Техосмотр по-новому: автовладелец сам заплатит за свои проблемы

Опубликовано: 26.01.2012 10:35 0 1910
С первого января вступили в силу новые Правила проведения технического осмотра автомобилей. Процедура передана из ведения ГИБДД частным структурам. Контролировать процесс должны страховщики – без талона техосмотра они не вправе продать автолюбителю полис ОСАГО. 20 января в редакции газеты «Комсомольская правда»-Калуга» состоялся «круглый стол», на котором корреспонденты «КП» в беседе с экспертами выясняли, как работает эта система.

В работе круглого стола приняли участие эксперты:

Олег Анатольевич Рыжов, зам. начальника отдела надзора Управления ГИБДД УМВФ России по Калужской областиВладимир Владимирович Филимонов, директор ООО «Монисто»
Леонид Леонидович Щербинин, директор Калужского филиала ОАО «СГ МСК» Виктор Васильевич Ватлин, зам. директора - руководитель центра розничного страхования Калужского филиала СОАО «ВСК»
Юрий Николаевич Жуков, директор по
экономике ОАО«Калугастройтранс»,
руководитель Союза автомобилистов
Калужской области 
  

Задач было несколько
– Олег Анатольевич, расскажите, в чем разница между новыми и старыми правилами прохождения технического осмотра?

Рыжов:
– До 1 января  2012 года организация и проведение технического осмотра автотранспорта были  возложены на органы Госавтоинспекции. Основное отличие старой процедуры в том, что техосмотр проводился исключительно по месту регистрации транспортного средства. Еще один важный момент – помимо проверки состояния транспортного средства государственный техосмотр решал сразу несколько задач:
- контроль за допуском водителей к участию в дорожном движении:  водитель обязан был представить водительское удостоверение и медицинскую справку;
- выявление и пресечение административных нарушений, связанных с эксплуатацией автотранспорта;
- выявление угнанных и похищенных автомобилей;
- государственный учет показателей – сколько и какого транспорта проверено, каких марок, моделей, сколько выдано талонов, состояние БДД и т.д.

– Будет ли теперь ГИБДД как-то касаться процедуры технического контроля?


Рыжов :
– В соответствии с последними нормативными документами органы Госавтоинспекции ни к организации, ни к проведению техосмотра автомобилей никакого отношения не имеют. Более того: если раньше за управление автотранспортным средством без технического осмотра на водителя накладывался штраф от 500 до 800 рублей, то теперь при надзоре за дорожным движением мы контролируем только легковые такси, автобусы и транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов.

– Какие документы необходимы для прохождения нового техосмотра и получения полиса ОСАГО?


Филимонов:
– На станции водитель должен предъявить: паспорт, свидетельство о регистрации на автомобиль или ПТС и доверенность, если машину предоставляет не владелец транспортного средства.
Щербинин:
– Для заключения полиса ОСАГО собственник авто должен представить действующий талон техосмотра, до истечения срока действия которого осталось более 6 месяцев.
     


Контроля никакого
– Как вы считаете, новые Правила технического осмотра – это хорошо или плохо?

Рыжов:
 – Трудно сказать. Раньше из-за неисправности тормозной системы или рулевого управления в области происходило порядка 20 ДТП в год. Поверьте, это немного. Давайте хотя бы подождем итогов 2012 года. Посмотрим, возрастет эта цифра или останется на прежнем уровне. Тогда и сделаем первые выводы.
Филимонов:
– Для автомобилистов процедура прохождения стала удобнее. Но… Новым законом системы контроля над пунктами диагностики практически не предусмотрено.

– Правда ли, что перечень обязательных проверок при техническом осмотре сильно изменился?


Филимонов:
– На самом деле изменения небольшие. Исключены осмотр дверей и замков, а также проверка аптечки и полиса ОСАГО. Добавился контроль уровня шума двигателя, стали учитываться пробег автомобиля и марка шин.

– По слухам, теперь любой предприниматель может открыть в своем гараже пункт диагностики. Все, что надо: стол, шкаф и пара нехитрых приборов. Поговаривают также, что техосмотр можно будет оформить чуть ли не в супермаркете. Аккредитация в Российском союзе автостраховщиков (РСА) проходит на основе пакета документов. Реальную проверку технического оснащения пункта никто не проводит. Так ли это?


Филимонов:

– Раньше в регионе действовала комиссия, которая проверяла все оборудование станции и его соответствие стандартам. Только после этого выдавалось разрешение на проведение работ. Теперь же такого нет.
То, о чем вы говорите, – прямое нарушение закона. Действительно, для аккредитации в РСА достаточно документов. Оборудование представлять не нужно. В то же время сегодня действуют 18 законодательных актов, регулирующих процедуру техосмотра. По утвержденным правилам, диагностика автомобиля должна осуществляться по 56 позициям, для этого просто необходимо специальное оснащение. Все данные заносятся в диагностическую карту, на основе которой водителю выдается техталон для предоставления в страховую компанию, а также вносятся данные о техталоне в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра транспортного средства. Вот и получается, что проведенный «на коленках» техосмотр неполон, это своего рода мошенничество.
     


Чего не узнаешь из базы
– По новым правилам автолюбитель и специалист пункта техосмотра остаются практически один на один. Велик соблазн договориться на месте: деньги – талон. Получается, что реформа, затеянная ради искоренения коррупции, главной задачи не выполняет?

Жуков:
– К сожалению, это из серии «лучшее – враг хорошего». Раньше работы проводились под наблюдением видеокамер, и сотрудники Госавтоинспекции боялись собственной службы безопасности. Сегодня можно даже не заезжать на пункт диагностики – контроля за теми, кто выдает техталоны, никакого.
Щербинин:

 – Нас как страховщиков беспокоит, что техосмотр можно пройти в любом регионе. Его будут осуществлять и компании-однодневки, которые могут появиться повсеместно. Проверить, действителен техталон или нет, практически невозможно.
Рыжов:
 – В соответствии с законодательством все зарегистрированные и получившие талоны организации должны ежедневно вносить в единую всероссийскую базу сведения о проведенных техосмотрах и выданных техталонах. Правда, доступ к этим базам страховые компании получат только с 1 января 2013 года.
Щербинин:
– Тем не менее содержащиеся там сведения не дадут полной ясности.  Они просто подтвердят, что конкретная станция аккредитована и талон не фальшивый. А прошел автомобиль диагностику, или талон просто куплен – этого из базы не узнаешь.



Автовладелец всегда крайний
– Допустим, в ближайшем пункте диагностики я добросовестно прошла техосмотр и получила талон. Как я могу определить, настоящий он или фальшивый?

Филимонов:

– Прежде чем поехать на диагностику, проверьте, аккредитована ли станция или пункт осмотра. Сделать это можно на официальных сайтах РСА или министерства экономического развития Калужской области, которое теперь отвечает за организацию и проведение тех-осмотра в регионе. На всех аккредитованных станциях талоны настоящие.
Щербинин:
– Но не исключена ситуация, что талон получен  у аккредитованного оператора без прохождения техосмотра. Такой талон оформлен некорректно, его можно считать недействительным.
Если в случае ДТП автовладелец  предоставляет в страховую компанию только талон без диагностической карты, это является доказательством, что техосмотр транспортного средства не производился.  И убытки из-за технической неисправности страховая компания на себя не возьмет, они будут выставляться на физических лиц.
На сегодняшний день все станции должны иметь договор  страхования своей гражданской ответственности. В связи с тем  что органы ГИБДД сняли с себя функции контроля за техническим состоянием автотранспорта, в случае наступления ДТП по техническим составляющим ответственность за проведение технического осмотра несут станции диагностики.

– Что в новых правилах не устраивает страховые компании?


Щербинин:
 –  Не устраивает одно: закон о страховании, в котором четко прописано, что мы стоим на защите застрахованных, фактически перестает действовать. Выдавая полис ОСАГО, мы страхуем  гражданскую ответственность перед третьими лицами. На деле же отвечать будет не виновная сторона, а собственник автотранспортного средства, который может и не знать, действителен талон или нет. Полис ОСАГО в случаях ДТП по технической составляющей НЕ ДЕЙСТВУЕТ.
Жуков:
– Посмотрите, что получилось на данный момент. Я еду на техосмотр, где мне выдают только талон без диагностической карты. Специалист станции понимает, что контроля особого нет, и всегда можно договориться: одному нужны деньги, другому – талон. И многие из автолюбителей именно так и будут делать. Далее по талону я получаю полис ОСАГО – страховые компании также заинтересованы в продажах. Но... как только мой автомобиль попадает в ДТП из-за  технической неисправности, страховщики говорят: «Это твои проблемы – нет диагностической карты, страховым случаем это считать нельзя». Таким образом, все заинтересованы собрать деньги с автовладельца. В то же время и все проблемы будет решать сам автовладелец.
Филимонов:
 – В случае жалоб на станции диагностики должны проводиться проверки. За два нарушения – лишение аккредитации.
Основное из нарушений – непроведение техосмотра. К сожалению, уже есть факт сговора одной из страховых компаний с недобросовестным оператором. Оператор выдавал талоны без диагностики, а страховщик, зная об этом, выписывал полисы ОСАГО. Наша общая задача – операторов, страховщиков и автовладельцев – такие ситуации пресекать. Все должны понимать: качественный техосмотр – это в первую очередь безопасность при дорожном движении, не говоря уже о совести и репутации того, кто этим занимается.
Щербинин:
 – Покупка техталона – серьезная проблема. Особенно остро вопрос будет стоять в районах, где на станцию диагностики нужно ехать чуть ли не в соседний район. А тут прямо в городке подъехал к офису  –  вышли, посмотрели: «Ага, фары горят». Выписали талон. В каком состоянии машина, на деле никого не интересует. А следом оформили страховку.
Вариант, когда в одном месте можно оформить и техталон, и ОСАГО, – идеальный в смысле удобства для автовладельца. Другое дело, что все должно проводиться в полном соответствии с законом.

– Сегодня много говорилось о том, что контролировать операторов техосмотра по новым правилам практически некому. Будете ли вы как страховая компания влиять на процесс и вести контроль?


Ватлин:
– Любая страховая компания заинтересованав том , чтобы автовладельцы проходили техосмотр у аккредитованных операторов, а не покупали талоны в сарае с надписью «Техосмотр».
Я согласен, что, как только мы допустим выдачу талонов, везде, где только воможно, резко ухудшится техническое состояние автотранспорта. Как и ГИБДД, страховщики заинтересованы в снижении аварийности. Ведь аварийность – это финансовая составляющая выплат страховых компаний. Поэтому мы планируем контролировать местных операторов техосмотра. Пока это несложно – в области всего 12 пунктов диагностики, 5 из них – в Калуге.
Будем налаживать сотрудничество и бороться за качество техосмотра – вплоть до обращений в РСА и лишения аккредитации.

– Значит ли это, что своих клиентов вы будете направлять в определенные пункты?

Ватлин:
 – По опыту работы скажу: большая часть водителей относится к ОСАГО как к документу, который разрешает ему ездить на машине. И первый вопрос, который их интересует: а сколько стоит? О собственной безопасности и правовом регулировании в случае ДТП думают в последнюю очередь. Когда клиент будет относиться к ОСАГО как к полноценной страховке, он не пойдет за техталоном куда попало.
А пока мы продаем услугу и заинтересованы в уменьшении страховых выплат. Поэтому нам интересно рекомендовать тех партнеров, которым доверяем. По закону страховая компания не имеет права навязывать определенного оператора. Наша обязанность – ознакомить клиента с полным списком. В то же время по просьбе автовладельца мы можем посоветовать организации, где услуги выполнят наиболее качественно.
Филимонов:
 – Недавно на видеоконференции в ГИБДД мы поставили вопрос о доработке закона. Необходимо, чтобы для аккредитации оператора было недостаточно пакета документов. Должны быть четко определены и в обязательном порядке выполняться требования по техническому оборудованию пунктов контроля. Когда закон будет доработан, пройти техосмотр в офисе, супермаркете или сарае будет просто невозможно.
     


Большой минус
– Давайте подведем небольшие итоги нашей встречи.

Ватлин:
– В процессе диалога – автомобилистов, страховщиков, представителей ГИБДД и технических специалистов  – приходим к невеселому выводу. В основе реформы была  благая идея – передать контроль страховым компаниям, упростить процесс диагностики и уйти от взяток. На деле получается, что техосмотр можно пройти хоть в сарае. Это неправильно, но… законно.
Удобство новой процедуры – тоже под большим вопросом. С одной стороны, пройти контроль стало легче и быстрее. С другой – если раньше при покупке машины автовладелец сначала оформлял ОСАГО и лишь потом ехал на осмотр, то сейчас все наоборот. На станцию, а затем за полисом водитель едет на свой страх и риск. Закон в этой части не защищает автовладельца.
Филимонов:
 – Но единственный плюс реформы – сократилось время прохождения техосмотра. Чтобы навести порядок, государственным структурам должна быть передана функция контроля за станциями. 
Жуков:
– Будущее – за компаниями, которые предоставят автомобилистам быстрое, качественное, комплексное обслуживание. Я как потребитель заинтересован, чтобы в пункте диагностики оформляли полис. Как будут взаимодействовать обслуживающие организации, меня не должно волновать. Необходимо выработать процедуры, позволяющие контролировать пункты тех-осмотра.
В дорожном движении региона участвует около 300 тысяч единиц транспорта, две трети которого составляет легковой. Значительная часть его – такси. У меня как у руководителя регионального Союза автомобилистов, входящего в состав регионального отделения Общероссийского народного фронта, вызывает озабоченность состояние этого вида деятельности на сегодняшний день. Вопрос волнует не только меня, но и моих коллег и жителей области, так как практическое исполнение Федерального закона № 69 не доработано. Предлагаю совместно с калужской «Комсомолкой» в ближайшее время обсудить проблему такси на  «круглом столе».

Автор: Нина Голубева.
Фото Сергея Константинова.
Опубликовано: 26.01.2012 10:35 0 1910
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев