«Фото» из дерева
У семьи Астаховых очень интересная история — они художники в трёх поколениях.
То, что вы видите, — не фото и не нарисовано кистью. Это инкрустация. Портреты созданы из очень маленьких кусочков дерева, в точности подогнанных друг к другу. Это работы Сергея Михайловича Астахова. И научился этому искусству сам, никакого образования у него не было.
Родился Сергей Михайлович в 1918 году в деревне Рассудово Бабынинского района. Во время Великой Отечественной войны ушёл на фронт. Воевал на границе с Японией, был контужен. С войны вернулся с орденом Красного Знамени. Работал в Калуге сначала на скульптурной, а затем на спичечно-мебельной фабрике художником-оформителем, инкрустатором. Этот вид искусства его так увлёк, что он начал создавать портреты. Инкрустация — вид мозаики: берётся фанера толщиной 1,6-3,2 мм различных цветных пород дерева и приклеивается на каркас. Тончайшая работа!
Его сын Юрий Сергеевич Астахов занимался выжиганием, инкрустацией, а в последнее время делает деревянные игрушки. Внучка Татьяна стала художником-керамистом.
Твёрдый характер
— Дедушки не стало в 2004 году, и в нашей семье хранится 13 его работ, — рассказывает Татьяна. — Все они посвящены родным людям: жене (моей бабушке) Вере Николаевне, сыну, невестке. Меня, правда, только в живописи отобразили, до инкрустации не дошло.
Женская часть нашей семьи — музы. Они всегда поддерживали, мотивировали. Все женщины — с сильным характером. Моя мама восхищается талантом отца. Бабушка была деловой женщиной. Дедушка её очень любил: везде её портреты. Но и у мужчин в семье твёрдый характер, они умеют добиваться своего. Об этом говорят и их поступки. Дедушка увидел бабушку на улице. Она собиралась замуж за другого мужчину. Он выследил, где она живёт, и добился её руки и сердца. И отец также — увидел маму на улице, нашёл её дом и завоевал сердце. Они терпеливые, упёртые, настойчивые.
Дедушка хорошо рисовал. Это талант от рождения, он нигде не учился. Из-за войны не смог получить образования. Но даже, служа в армии, писал маслом. Есть фотография, как он рисует военных офицеров. А к технике инкрустации уже после войны пришёл, когда работал на фабрике. Опять же сам её освоил. А техника очень сложная: нужно создать объём, продумать послойность. И делал всё левой рукой, хотя от рождения правша. В последних военных действиях на границе с Японией его контузило. Он плохо слышал правым ухом, и правая рука не разгибалась. Но, когда вернулся с войны в Калугу, научился писать и рисовать левой рукой. Настолько сильное желание творить у него было, не мог без этого жить! Человек потрясающей силы воли. Когда дедушка вышел на пенсию, уже не занимался инкрустацией, но составлял кроссворды и посылал их в местную газету. А ещё написал мемуары, где рассказал о своей жизни в стихах, и это достаточно толстая тетрадь.
Сергей Астахов. «Автопортрет». Инкрустация, 1975 год.
Работа Сергея Астахова — портрет его жены Веры. 1980 год.
Две страсти
— Любовь к дереву перешла и моему отцу Юрию Сергеевичу Астахову. У него две страсти: техника и машины (40 лет проработал на транспорте, водитель всех категорий) и дерево. Даже токарные станки, на которых вытачивает форму для своих изделий, он сделал сам. Папа занимается корневой пластикой: использует сучки, веточки, корни деревьев для необычных образов. Ещё увлекается историей. Мне очень нравится его работа «Чиновник ХVIII века ведомства иностранных дел», в которой он в точности повторил мундир I ранга. Это настоящий исторический костюм того времени.
Мне очень дорог светильник-замок, который сделан для меня в 1986 году и висел над моей кроваткой. Сейчас он у меня дома.
Когда я родилась, папа сказал: «Её будут звать Татьяна, и она будет художником». Поэтому у меня не возникало вопросов, кем буду. Я выросла в атмосфере творчества: ни одного свободного места на стене, всё завешано работами дедушки, отца. И сейчас я понимаю, что уже тогда была сформирована. Живописцем не стала, а выбрала глину.
Светильник «Замок» для дочки Татьяны. Работа Юрия Астахова, 1986 год.
Юрий Астахов. «Пират». 2020 год.
Ювелирная работа
— Первое, что бросается в глаза на портрете, — лицо и руки, — говорит мастер художественной резьбы по дереву Евгений СТОЛЯРОВ. — Когда увидел афишу, подумал, что это фотография, оказалось — инкрустация. Очень сложная работа: шпон красного дерева, бука, дуба. Если вы посмотрите на какой-то кусочек, он до миллиметра подогнан к другому. Это ювелирная работа! Технология сложная. Я не знаю, на какой клей Астахов клеил — обычно на столярный, сейчас такого нет.
И, конечно, среда, в которой растёт ребёнок, очень важна. Поэтому Татьяна выбрала творческое направление в жизни. Я сам помню: у моего отца в сарае была прибита доска, он там столярничал, делал мебель — в 1950-е годы в магазинах выбор был небольшой. Я любил прыгать в стружки, которые пахли смолой. У мамы были неплохие способности к живописи, но жизнь в семье трудная, она с 16 лет работала. Помню, у нас часто отключали свет, и мама при керосиновой лампе рисовала стенгазету для своего вагонного депо, тогда это было в моде. Я смотрел, как она берёт цветные карандаши и с удовольствием выводит цветочки. И это, конечно, повлияло на мой выбор профессии.
Сейчас профессиональным художникам очень тяжело, потому что власть не обращает на них никакого внимания. Но это не значит, что мы опустили руки, всё равно работаем. Сходите на выставку детской школы исскуств № 3, и увидите, сколько у нас талантливых детей! ◘