На Троицу молодёжь жарила яичницу, а на лугах устраивались балаганы

Опубликовано: 02.06.2023 20:00 0 3378
На Троицу молодёжь жарила яичницу, а на лугах устраивались балаганы

Продолжаем цикл статей об истории Калуги и области.

Напомним, каждую пятницу в 20:00 мы публикуем исторические очерки о нашем городе, известных земляках и их судьбе.

Все исторические публикации можно посмотреть в разделе История Калуги.

4 июня - праздник Святой Троицы. Посвящён он событию сошествия Святого Духа на Святых Апостолов. В народе Троицу отмечали с особыми обрядами.

В этот день все православные храмы, дома и даже хозяйственные постройки украшались цветами, березовыми ветками (а иногда и срубленными молоденькими березками) и свежескошенной травой, а на церковную службу приходили с букетами полевых цветов.

Храмовую зелень прихожане забирали с собой и берегли: она считалась целительным средством и оберегом от нечисти, защитой от молний и пожаров.

Без безобразий

Этнографы начала ХХ века писали про Лихвинский уезд Калужской губернии: «Во время богослужения на Троицын день церковь внутри бывает украшена зеленью (молодыми деревцами: береза, липа, клен).

Мужчины, женщины и дети стоят с пучками древесных веток, из которых, по выходе из церкви, женщины плетут венки. Эти венки они одевают себе на голову и, затем, приходя домой, сохраняют их, так как троицкие венки, по поверью, имеют особую силу.

Чтобы дети не хворали, моют их водой, в которую опускают троицкие венчики. Чтобы мыши не ели ржаные снопы, кладут венчики под снопы. Троицкий венок кладется за иконами на божнице.

На Троицын день делают мелом крестики на притолоках окон и дверей».

В Калужском уезде «На Троицын день парни и девки завивают венки из цветов, бросают их в реку и по ним гадают о своей судьбе: если венок поплывет, тот будет жив и скоро выйдет замуж или женится, если потонет, то бросивший скоро помрет. В этот день в церковь ходят с цветами. Дома извне и внутри украшают зеленью».

Корреспондент «Этнографического бюро князя Тенишева» Екатерина Зорина в 1900 году описывала Троицкие обряды в Жиздринской уезде так:

«Самый любимый праздник молодежи – Троицын день. Накануне Троицы тщательно чистятся, убираются все жилые постройки, улицы перед домами и сараями подметаются очень чисто.

Перед каждой хатой сажают срубленные деревья, каждая изба украшается березовыми ветками. Девки между тем целой гурьбой отправляются в лес собирать целебные травы: буквицу, дикий перец, ягодник (листья земляники), Иван-да-Марью. 

На Троицын день вся молодежь обязательно идёт в церковь. А потом, пообедав и немного отдохнув, отправляется завивать венки. На этот раз в игры допускаются и парни.

Молодежь из нескольких деревень собирается вместе где-нибудь на лесной поляне и веселиться до упаду. Песни, гармоники, хороводы, горелки, столбики – вот их увеселения. 

Вдоволь навеселившись, молодежь раскладывает небольшой костёр среди поляны и на нескольких сковородах приготавливает себе общий полдник.

Жарят яичницу, ветчину, сало, мешают творог со сметаной в больших деревянных чашках. Все это едят с пресными ржаными лепёшками. Потом завивают веники на березах и с громкими песнями расходится по своим деревням.

Через неделю в Петровское заговенье молодежь снова собирается на той же поляне. Те же песни и игры, тот же полдник. После полдника срывают венки с деревьев. Надевают их себе на головы.

Свёртывают и одевают большую куклу, которую почему-то называют Купалой, с плясками, песнями и присвистом идут к ближайшей речке или пруду.

Там, прежде всего, бросают и топят куклу, затем снимают венки и тоже бросают их в реку: чей венок потонет, желание того не исполнится. Но этому гаданию не придают никакого значения.

Не раз приходилось слышать, что где много собирается молодежи, там делаются всякие безобразия. Относительно других местностей, может быть, это и правда, но здесь молодёжь держит себя хорошо.

Мне не раз случалось бывать на завивании и развивании венков, и я ни разу не замечала ни одной грубой и неприличной выходки».   

Поют и свищут

В Медынском уезде в начале ХХ века этнографы отмечали «В Троицын день устраивают гулянья на лугах. Эти гулянья обыкновенно происходят вблизи села, где-нибудь на лесной поляне.

Там устраивается нечто вроде маленькой ярмарки. На то место являются торговки (крестьянки) с различными незатейливыми сластями: подсолнухами, орехами, стручками, леденцами, баранками, пряниками и т.п.

На лугах сходится молодежь с утра, причём все девушки обязательно одеваются только в ситцевые платья. На лугах поют песни, играют в горелки, водят хороводы».

А исследователи Людмила Анохина и Маргарита Шмелёва в книге «Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем» отмечают: «В Медыни троичное гулянье проходило в лугах, где выстраивались балаганы, в которых можно было получить кипящий самовар, купить горячительные напитки, сласти.

На лугу и в ближайшем лесу девушки водили хороводы, завивали венки, пели солдаты-песенники. А деревенские бабы «поют и свищут». В лесу располагались группы благородных у своих самоваров – «всюду круги по вкусу».

В Калуге из троичных обрядов в быту сохранилось лишь принесение в дом молодой зелени: веток берёзы, дуба, цветов и трав. В слободах и на окраинах можно было видеть кое-где у домов молодые березки, принесенные из леса.

В целом же троичные гулянья превратились в пикники, устраивавшиеся в обычных для горожан местах летнего отдыха».

 

Опубликовано: 02.06.2023 20:00 0 3378
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев