Чудом выживший

Ночь на 29 октября 1955 года стала одной из самых черных страниц в истории Военно-морского флота СССР. В гавани Севастополя взорвался и затонул флагман Черноморской эскадры линкор «Новороссийск».
Александр Фалалеев
10:44 27.06.2014
0 5803
Ночь на 29 октября 1955 года стала одной из самых черных страниц в истории Военно-морского флота СССР. В гавани Севастополя взорвался и затонул флагман Черноморской эскадры линкор «Новороссийск». Погибли более 600 моряков, четыре сотни из них приняли страшную смерть в задраенных отсеках перевернувшегося корабля. Причина катастрофы до сих пор остается загадкой.

Каждый год в последнее воскресенье октября калужанин Валентин Махорин приезжает в Севастополь, чтобы встретиться со своими сослуживцами, выжившими в страшной трагедии, разыгравшейся на линкоре «Новороссийск».

— Да, это стало для нас традицией, — говорит бравый 80‑летний старшина 2‑й статьи. — Правда, с каждым годом нас остается все меньше. Кого-то уже нет, кому-то здоровье не позволяет приехать. В 2013‑м на Графской пристани было всего 6 человек — непосредственных свидетелей той страшной ночи. Но приезжают родственники, дети, внуки.

— Валентин Павлович, как вы попали на «Новороссийск»?
— Вообще-то, моряком быть не собирался. После школы выучился на токаря. В военкомате сказал, что хочу в танковые вой­ска. Но мое мнение никого не интересовало, и я оказался в учебке ВМФ (задорно смеется). Тогда в морфлоте служили 5 лет, и я смирился с тем, что молодость пройдет в морских походах. Но, когда получил распределение на «Новороссийск», честно, расстроился. Нам была известна история линкора. К тому времени ему было 40 лет — древняя, устаревшая посудина, несмотря на угрожающий вид. А мне хотелось попасть на современный корабль.

Действительно, в 1955 году линкор «Новороссийск» особой боевой ценности не представлял. Построенный в 1911‑м в Италии, полученный СССР по репарациям бывший «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») по конструкции напоминал корабли, состоявшие на вооружении вероятных противников.

— Я даже несколько раз пытался с него списаться. Однако командир вместо этого отправил меня в школу старшин, и вскоре я уже вернулся на корабль командиром отделения арт-электриков ПУС (приборы управления стрельбой).

— Валентин Павлович, как вы теперь думаете, зачем Советскому Союзу после Второй мировой войны понадобилось участвовать в разделе флота фашистской Италии?
— Дело в том, что к тому времени мы уже имели атомную бомбу. Но пускового ракетного, торпедного ядерного оружия у нас еще не было. Только разрабатывалось. Решением могли стать морские крупнокалиберные пушки. И престарелый, но скоростной и маневренный итальянский линкор идеально подходил для этой цели. 320‑миллиметровые орудия главного калибра били на 32 километра, а вес снаряда мог доходить до 525 килограммов. Пока с 1953 по май 1955 года «Новороссийск» проходил модернизацию, советским военным заводам в срочном порядке заказали полный боекомплект — 1000 крупнокалиберных снарядов. Для орудий «Новороссийска» были изготовлены и тактические ядерные заряды мощностью 5 килотонн. К счастью, получить ядерное оружие мы не успели.

Продолжение читайте в свежем номере «Калужского перекрестка» от 25 июня на страницах №№30-31. PDF–версию вы можете приобрести по чисто символической цене на нашем сайте: «Купить номер за 5 рублей» (PDF–версии свежего номера становятся доступны для скачивания уже по вторникам – на день раньше бумажной версии).


Новости по тегу
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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