В ХIХ веке калужане любили встречать поезда
В начале XX-го века в Калуге было две железные дороги, и поезда ходили по центру города.
Железную дорогу в Калуге открыли в 1874 году. Для тихого провинциального городка это было грандиозным событием, и поэтому первое время калужане толпой ходили встречать поезда. Движение по железной дороге было редким, и каждое прибытие на станцию поезда было праздником. Иногда казалось, что на вокзале собрался весь город. Состав подходил к перрону под аплодисменты. Приезжающим дарили цветы…
Однако экономического процветания городу эта железная дорога не принесла. Поезда ходили редко, и прибыли не было. Статист Сызрано-Вяземской железной дороги и известный писатель Глеб Успенский оставил такие записи: «…поезд пустой, со скоростью 40 верст в час, обязательно ходит два раза в сутки и приносит обществу чистый убыток в несколько тысяч рублей… Я не понимаю, зачем дорога завела себя на белом свете».
В 1901 году в Калуге рядом с первым железнодорожным вокзалом,построили еще один, так как в городе проложили две железные дороги. Первая — казенная Сызрано-Вяземская (первоначально Ряжско-Вяземская) соединяла Калугу с Тулой и Вязьмой. Вторая — Московско-Киевско-Воронежская (Брянская линия), движение по которой было открыто летом 1899 года, была частной. И вокзал, который сохранился до наших дней (Калуга-1), относился как раз к Московско-Киевско-Воронежской железной дороге.
К городу поезда этой линии подъезжали по Брянскому мосту. Ныне от него остались только опоры между улицами Московской и Ленина, недалеко от сквера Комсомола. Это был висячий железнодорожный мост, опирающийся на четыре столба и сооруженный тремя пролетами. Под центральным пролетом ездили экипажи, под боковыми ходили пешеходы. В нескольких шагах от моста, наперерез улице, проходила железнодорожная ветка от вокзала на берег Оки, где тогда находились лесопильные заводы. Движение по ней было редким, не чаще одного раза в сутки, а то и раз в несколько дней. Мост был разобран в 60-е годы ХХ века.
Вокзал в Малоярославце. Люди собрались встречать поезд.
Фото начала ХХ века. Первые поезда были совсем не похожи на совеременные.