«Газели» не сертифицированы для пассажирских перевозок, но владельцы не спешат их менять на комфортабельные «Hyundai».
Общественный транспорт Калуги последние десять лет развивался исключительно за счет частников. Муниципальный троллейбус каким был, таким и остался: графика движения, понятного пассажирам, как не было, так и нет. Может быть, сами водители и знают свое время в пути и прибытие на остановки, но пассажиры, особенно в вечернее время, когда частники сходят с маршрутов, простаивают на остановках, бывает, и по тридцать минут, и по сорок. Утром и вечером в салонах троллейбусов и автобусов — столпотворение. Стоит ли говорить о скором приближении этой отрасли к международным стандартам? Вряд ли.
Все — за! Но как? Власть уже не раз обещала, что скоро с городских улиц уберут частные «газели», а на смену им придут большие современные автобусы. На остановках давно уже красуются электронные таблички, которые должны сообщать нам, пассажирам, о времени прибытия очередного транспорта, но до сих пор упорно молчат. А власть все обещает. Когда будут эти обещания воплощены в реальность, пока неизвестно. И будут ли — тоже вопрос! И, главное, принесут ли долгожданные перемены желаемый положительный результат? Но того, что в Калуге нужно срочно принимать радикальные меры в управлении пассажирским транспортом и создавать жесткий график движения пассажирских машин, никто не отрицает. Остается понять: как эту систему лучше организовать и смогут ли транспортники ее соблюдать?
Что имеем Сегодня муниципальный автотранспорт Калуги представлен троллейбусами и автобусами, находящимися в ведении муниципального УКТ, и маршрутками, которыми руководят восемь частных коммерческих организаций. Со всеми горуправа в этом году подписала договор о сотрудничестве — по результатам проведенного конкурса. Ежедневно на 68 автобусных маршрутов выходит 525 машин. А городу необходимо более 600. Таковы данные мониторинга, проведенного одной влиятельной московской конторой. В УКТ, которым руководит депутат-единоросс Алексей Рулев, — 125 троллейбусов и 26 автобусов. На них лежит вся социальная нагрузка, т. е. они перевозят льготников, поэтому не могут окупить своего существования. А городских дотаций на содержание парка как не хватало 10 лет назад, так и не хватает сегодня. Но о троллейбусах — отдельный разговор. Алексей Рулев после отпуска обещал рассказать читателям «Перекрестка» о том, как можно более эффективно решать вопросы перевозки людей. Человек он серьезный и уважаемый. Обещал — расскажет. Хотя, по опыту иных стран и городов, подобный транспорт, видимо, должен быть по максимуму дотирован из бюджета.
Халявщиков нещадно штрафуют А пока речь о маршрутках. Каждый из восьми перевозчиков обслуживает свои маршруты: так легче соблюдать график, а чиновникам — контролировать. Например, маршруты №№ 1, 4, 8, 9, 10, 26 обслуживает ООО «Эгоном», №№ 2, 12, 19, 26 — ООО «Гефест»; ООО «Эталон — сервис» взял на себя рейсы №№ 31, 63, 95 и 73, а ИП Мазитов — №№ 20, 50 и т. д. В их работу вклиниваются любители подзаработать на халяву, отбирая законный заработок у организованных извозчиков. Их периодически отлавливают чиновники транспортного отдела горуправы совместно с сотрудниками ГИБДД, Роспотребнадзором, судебными приставами и другими силовыми структурами. Штрафы серьезные — до десяти тысяч рублей. Закон вступил в силу не так давно и только набирает обороты. Пассажирам, конечно, лучше, когда маршруток больше: уехать можно быстрее. Но правила и законы надо соблюдать всем. От этого зависит в том числе и наша с вами безопасность.
Может ли калужский автотранспорт ездить по графику? Чтобы лучше контролировать нахождение машин на маршруте, в горуправе уповают на спутниковые навигационные системы ГЛОНАСC и GPS. 60 % всего пассажирского транспорта уже оснастили приборами. Это, конечно, замечательно и полезно. Только вот пассажиры-то все равно остаются в неведении о графике движения на своих маршрутах. Электронные таблички упорно молчат, а ведь хорошая, главное — цивилизованная задумка-то была. Сколько их понавешали, деньги городские потратили немалые опять же. Однако... И здесь хотели как лучше, а получилось, как всегда.
Хотели как лучше... — Для работы табличек не хватает напряжения, — сетует начальник отдела транспорта горуправы Виктор Гончаров. — Виновата реконструкция торгового дома «Ташир». Увеличилась нагрузка на подстанцию, и напряжение в сети начало скакать, а табло получились капризные. Если нет 220 вольт — происходит отключение. Единая диспетчерская служба решает вопрос об их переподключении. Теперь это вопрос денег и времени. А мы сейчас готовим обычные таблички по ГОСТу с интервалом движения и скоро их развесим на остановках. Мы заставим работать перевозчиков в строгом соответствии с договором. Они просто еще не привыкли и навигацией оснащены не в полной мере.
Нужно ли менять «газели» на большие автобусы? — На мой взгляд, в Калуге к замене маршруток на автобусы необходимо подходить дифференцированно, — уверен Виктор Николаевич. — На отдельных маршрутах, таких, например, как № 80, необходимо оставлять «газели» — по узким улицам автобусы не смогут ходить. А с центральных улиц мелких перевозчиков можно убрать. Хотя маленькие машины гораздо маневреннее и незаменимы во время дорожных работ и ДТП. Наши пассажиры уже привыкли к короткому интервалу движения, и его увеличение приведет к волне возмущения. Мы уже экспериментировали и были завалены жалобами горожан. Палка о двух концах: пробки — плохо, ждать — еще хуже. Конечно, идеально, если бы можно было заменить все «газели» на современные автобусы, такие, например, как двадцатиместные «Хюндаи», популярные сейчас в Москве. Хотя и это возможно в недалеком будущем. Мое мнение: общественный транспорт должен быть различного типа. Главное — машины должны быть безопасными, комфортабельными и надежными. Пока же перевозчики пытаются до последнего использовать имеющийся транспорт, новые машины закупают с неохотой. Но и здесь мы сможем воздействовать на них договорами. Они же пришли в город не на время и будут развиваться по нашим правилам, которые мы будем диктовать.
от редакции В конечном итоге, чтобы освободить город от затора автовладельцев, а общественный транспорт научить ходить по расписанию, надо ограничить проезд по центральным улицам и запретить автовладельцам парковать свои «тазики» по обочинам. Тогда те, кто пользуется личным автомобилем по схеме «дом — работа — дом», должны будут понять, что в разы выгоднее и экономичнее передвигаться на общественном транспорте. Но для этого он должен стать не менее комфортным, чем личный автомобиль. Пока же наши троллейбусы, автобусы и маршрутки не вызывают никакого желания пересаживаться в них из своего комфортабельного автомобильчика. К разговору об общественном транспорте мы вернемся еще не раз. И в этом надеемся на читательскую поддержку. Хотелось бы от вас узнать, где и с какими проблемами в работе транспорта вы сталкиваетесь. Пишите и звоните нам в редакцию, высказывайте свои мысли и пожелания. А мы будем их адресовать ответственным людям. Адрес для писем: 248600, Калуга, ул. Космонавта Комарова, 36, «Калужский перекресток». Сделайте на письме пометку «Транспорт». E-mail: [email protected] Свои отклики оставляйте также в комментариях.
Автор: Александр ФАЛАЛЕЕВ, фото Валерия КОЗЬЯНИНА.
Опубликовано: 17.11.2010 09:190950
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter