«Все шедевры рождаются в провинции»

Опубликовано: 25.02.2009 16:52 0 2355

Наталья Голубева — единственный в Калуге композитор и одновременно философ: она сочиняет авангардную музыку и работает над докторской диссертацией по философии.

Она родилась в Ленинграде, училась и жила в Минске и Европе, но вот уже около десяти лет ее можно считать калужанкой.

Неудачный выбор
— Я в 8 лет читала грека Аристотеля, а в 15 увлеклась немецким философом Шопенгауэром и даже сделала его изречение «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает» своим девизом, записала его в комплексный план. Такие планы должны были раньше делать все старшеклассники-комсомольцы. Но девиз я выбрала неудачно, время было такое, что Шопенгауэр считался неудобным философом. Меня чуть не исключили из комсомола. А я после Шопенгауэра перешла к Ницше, он тогда тоже был не в чести, но до сих пор остается одним из моих любимых философов, — рассказывает Наталья.
Параллельно с серьезной наукой — философией — Наталья занималась музыкой, отдавая предпочтение авангарду, считавшемуся тогда чем-то вроде злополучного Шопенгауэра. После музыкального училища, которое она закончила по классу фортепиано, Наталья уехала учиться в Минскую консерваторию по классу композиции, а затем там же, одну за другой, окончила две аспирантуры: по композиции и философии.

Похожи на кардиограммы
Ее произведения звучали в европейских странах и на белорусском радио, их исполняли симфонические оркестры и камерные ансамбли. Наталья вспоминает, что дирижерам — немцу Цурюку и поляку Петру Ванделовскому — музыка нравилась, а музыканты ругались: такую музыку невозможно исполнять. Кстати, партитуры авангардных произведений, записанные особыми знаками, больше напоминают кардиограммы или таинственные графики. Голубева является одной из немногих женщин, принятых в Голландскую музыкальную ассоциацию, центр которой находится в Роттердаме, а также членом Союза композиторов России. У нее прошел творческий вечер в Доме композиторов в Москве.…

Гармония музыки и науки
И здесь снова пора сказать о философии. Сама Наталья, будучи сегодня кандидатом философских наук, доцентом кафедры Калужского филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института и автором 54 научных трудов, включая монографию, видит между музыкой и философией много общего.
Кстати, кандидатская диссертация Натальи Голубевой была написана на тему «Человек и музыкальная реальность в философии», а докторская посвящена проблемам глобального эволюционизма.
— Музыка пишется душой, — считает композитор и философ Голубева, прошедшая творческий путь от интеллектуальной игры в музыкальный бисер до доступной человеческому восприятию простоты. — Единственно верный путь в творчестве — это эволюция от простого к сложному и затем опять к простому, но на новом витке развития.

От авангарда — к вальсу
Несколько лет назад, уже в Калуге, именно такой новый поворот произошел в творчестве Натальи, который она считает подтверждающим ее точку зрения на собственную творческую эволюцию. Одна коллега по работе попросила ее написать вальс для своей дочки — учащейся музыкальной школы. Голубева вальс написала, и он вместе с авангардными академическими произведениями был записан на диск, который попал в руки к главному режиссеру областного драматического театра Александру Плетневу, работавшему в то время над постановкой гоголевского «Ревизора». И именно этот вальс так понравился режиссеру, что он взял его в спектакль. Потом для того же спектакля Голубевой были написаны большой вальс, тема дороги, мазурка и хорал.
А в конце прошлого года Натальей Голубевой была написана музыка к сказке «Волшебник Изумрудного города», поставленной в калужском драматическом театре Сергеем Луниным. Музыка написана в диснеевских традициях, поэтому даже минорные номера звучат жизнеутверждающе. Песни героев получились совершенно разными, они в полной степени отражают не только характеры персонажей, но и увлечения самой Натальи Голубевой различными музыкальными стилями, среди которых был и хэви- металл рок!
В прошлом году Наталья получила Премию губернатора в области культуры и искусства за свою музыку к театральным спектаклям.

В поисках счастья — в Калугу
...В Калугу сначала переехали родители Натальи. Отец — доктор биологических наук — был одним из родоначальников нашей Тимирязевки, тогда только открывшейся. Естественно, Наталья приезжала к родителям в гости, но никогда не думала остаться здесь, потому что вполне благополучно жила в Европе. Но однажды познакомилась в Калуге со своим будущим мужем. Выяснилось, что у них много общего во взглядах на жизнь и творчество. Как вспоминает Наталья, приехала всего на несколько дней, а уехала через несколько месяцев, и то лишь для того, чтобы спустя два года из Европы вернуться в Калугу насовсем.
…Мы сидим в небольшой квартире, в которой начался ремонт. За окном — тихий зимний дворик, разительно контрастирующий с темой нашего разговора. Кажется, что вести его надо совсем в другом месте — в каком-нибудь из тех европейских городов, в которых  жила Наталья. Но она и в Калуге умеет чувствовать себя комфортно.
 — Я оказалась в Калуге вопреки своим планам, но в конце концов полюбила этот город, — говорит она.
Муж Натальи, музыкант и аранжировщик Сергей Шафраненко, считает, что Калуга — идеальное место для работы. На его взгляд, большинство произведений русского искусства создавалось именно в провинции. Но продвигать их, конечно, надо в столицах. Наталья с ним согласна.
Автор: Андрей ГУСЕВ.
Опубликовано: 25.02.2009 16:52 0 2355
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев