Пыльный убивец

Инсценировка режиссера Александра Баранникова романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» идет на сцене калужского драмтеатра пять с половиной лет.
Владимир Андреев
01.03, 13:08
0 7973
Виктор Кропоткин.

Премьера спектакля «Убивец» прошла на сцене «Под крышей» 18 октября 2018 года.

Сейчас постановка по-прежнему собирает полный зал, с уточнением, что максимальная вместимость этой площадки 50 зрителей.

После просмотра «Убивца» в феврале 2025 года, у меня создалось впечатление, что со спектаклем надо что-то делать.

Увертюра буквами

Александр Баранников, безусловно, умный, талантливый и дерзкий режиссер. Люди постарше помнят, например, его знаменитую в Калуге «Нельскую башню». Спектакль по произведению Дюма(отца). В 1990-м году Владимир Романовский в роли Ландри выходил в камуфляже спецназа и поигрывал гранатой-лимонкой. Да и программка того спектакля дерзила обычному формату.

У меня сохранился этот листок тонкого картона. Он и сегодня выглядит оригинально.

Баранников всегда ставил и ставит про то, что интересно ему самому. Копает обычно глубоко и в результате получаются запоминающиеся спектакли. «Вишневый сад», «Русское варенье». Кстати, одна из сцен «Русского варенья», на мой взгляд, легко может войти в анналы калужского театра. Это парная сцена Андрея Ивановича (Михаил Пахоменко) и Натальи Ивановны (Надежда Ефременко). Тихий разговор двух немолодых людей настолько трогает душу, что не уходит из памяти.  

Режиссер очень скрупулёзно разбирает историю взаимоотношений персонажей. В подавляющем большинстве его спектакли и славны этими нюансами откровений героев, их внутренними мирами.

Другими словами, спектакли Баранникова живут, пока не угасла в актере та, заложенная режиссером искра. Они держатся не на внешних эффектах (хотя в той же «Нельской башне» эффектов было очень много), а на жизни актера на площадке.

Я столь подробно вспоминаю прошлые спектакли Баранникова, чтобы было понято, что не так в нынешнем «Убивце» 2025 года.

Это другой спектакль

После первого показа «Убивца» в 2018 году, моя коллега, Елена Французова, написала рецензию на этот спектакль. Не статью про спектакль, не отзыв, а именно очень добротную, подробную и глубокую театральную рецензию. Благодаря ей, я смог увидеть премьеру. И сравнить ее с тем, что посмотрел на сцене «Под крышей» 26 февраля 2025 года.

Первое впечатление от сравнения: я посмотрел какой-то другой спектакль. От описываемых Еленой Французовой сильных впечатлений не осталось и следа. Даже короткий эпизод всплывших у Раскольникова воспоминаний об убийстве, который на премьере вызывал эмоции: «Особенно сильно — жутко — выглядит сцена убийства, когда нечто копошащееся, бесформенное, издающее непонятные звуки, рубят топором» - пишет Елена, сейчас выглядел как нечто непонятное.

Порфирий Петрович зачем-то прикрылся шинелью, и Раскольников замахнулся на этот темный мешок. Мизансцена осталась, эмоции ушли.

«Неистовые припадки» Раскольникова в 2018-м превратились в пошлые заламывания рук и суету.

И только Порфирий Петрович, по всему видно, остался таким, каким и был на премьере. Он и держит сегодня весь спектакль.

Читая коллегу, жалею, что не сумел выбраться на премьеру тогда, 18 октября 2018 года. Хотя, иногда полезно пересматривать старые спектакли. Они же как люди – рождаются, взрослеют, набираются мудрости и силой. И, увы, стареют.

Старость – не радость

Соглашусь еще раз с коллегой, которую цитировал выше, Александр Баранников очень удачно интерпретировал свой пятичасовой румынский спектакль. Действительно, нет в России человека, который бы не знал историю Родиона Раскольникова. Отсечь все лишнее, что было необходимо для иностранного зрителя и оставить суть – это режиссеру удалось очень здорово.

Мы видим самую суть конфликта, ту самую, ставшую, увы, банальной фразой «тварь я дрожащая или право имею».  Даже сейчас идея, мысль режиссера читается, но лишь холодной головой.

Весь полуторачасовой спектакль, лишенный изначального драйва, превратился в говорильню. Правильную, понятную. Многословность убила действие. А ведь в этом спектакле все построено именно на внутренних посылах актеров. Практически пустая сцена не дает спрятаться актеру за декорации, реквизит. К тому же площадка сцены «Под крышей» коварна. Зритель видит глаза. И в них ни на секунду не должна мелькнуть фальшь. Иначе все рухнет и поднимется театральная пыль.

Актеры умом

Удивила работа Кирилла Бессонова в роли Дмитрия Прокофьевича Разумихина. Сразу скажу, мне непонятно вообще, зачем режиссер оставил этот персонаж. Он практически не работает на идею. Разумихин в спектакле, похоже нужен для начального расклада, введения зрителя в тему. Убери его, и ничего не изменится, как, впрочем, и бедного Миколку (Вячеслав Соколов) вынужденного весь спектакль сидеть вполоборота к зрителю на стуле ради пары фраз лживого признания. Эти два персонажа немного размывают главное: противостояние Раскольникова и Сони Мармеладовой. Не Порфирия Петровича, а именно Сони.  

Впрочем, решать, кто должен быть на сцене, а кого быть не должно исключительно прерогатива режиссера. Он так решил, значит так и должно быть.

Разумихин в спектакле пучит глаза, нервно вскрикивает и впрыгивает, совершает некие резкие, ломаные действия, причем, совершенно непонятна их причина. За обласканного калужскими журналистами Кирилла Бессонова было даже немного неудобно.

Сразу вспоминается его прекрасная работа в «Борисе Годунове», других спектаклях. А здесь – непонятно как, что и зачем.

Сам же Раскольников (Дмитрий Казанцев) весь спектакль страдает. Сильно страдает. Классически: мечется, заламывает руки, трагически смотрит полуприкрытыми, видимо от боли, глазами. И говорит, говорит, говорит…

Понятные, точные, выстроенные режиссером мизансцены и поставленные им актерам задачи сегодня смотрятся как крепкий скелет, на котором болтаются дряблые морщинистые мышцы.  

Соня Мармеладова (Есения Балахнина) в этом спектакле выполняет роль подушки, в которую Раскольников периодически пытается излить свои чувства. В белых балахонах (мы же все прекрасно понимаем, что Соня Мармеладова – чистая душа) она принимает Родиона таким, какой он есть. Понятен замысел в том, что главное признание Раскольникова не Порфирию Петровичу, а ей, Сонечке. Понятен. Умом, но не сердцем.

Очень порадовала работа Александра Глухова. Его Порфирий Петрович будто сошел со страниц романа Федора Достоевского. Без нажима, тонко, не играя ум и прозорливость, а реально проживает он эти полтора часа. Ему веришь. И как прекрасны его такие по-настоящему мудрые междометья в последней сцене со свечой, когда Раскольников отказывается признаваться в убийстве. «Ну, да…», - это дорогого стоит. Браво, Сан Саныч!

Генеральная уборка или покой?

Слова про пыль спектакля, о которой я писал здесь, не нужно воспринимать дословно. Конечно же речь идет о необходимости периодически встряхивать постановку. Тем более, когда идет она не первый год. Со временем неизбежны эти погружения в «пыль», из-за которой теряются резкие и четкие очертания изначального замысла.

Быть может, простите за указание, Александру Георгиевичу стоит посмотреть своего «Убивца» сейчас? Того, каким он стал. Прийти с таким боевым пылесосом и очистить постановку? 

Или оставить все как есть, не мешая течению времени. Пусть его, пусть идет как идет. Время неумолимо, все мы когда-нибудь уйдем. И не нужно мешать спектаклю стариться и брести на погост?

Колумнисты
Лента настроения
2 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Партнёрские новости
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
Давайте обсудим
Опрос
С этого года россиян будут наказывать за продажу выращенного на даче картофеля. Штраф до 2000 рублей. Что думаем по этому поводу?
3 Конечно правильно, пусть торгуют как все, по правилам  (1%)
145 Не поддерживаю. Совсем озверели, бабульки продают не от хорошей жизни!  (69%)
10 Мне все равно, я покупаю картошку в магазине.  (5%)
15 Организуйте сначала цивилизованные места для такой торговли.  (7%)
4 Ничего не думаю, я выращиваю картофель только для себя.  (2%)
34 А почему только картофель? Что за дискриминация? Тогда уж и за морковку и петрушку пусть штрафуют!  (16%)
Фото Пользователь Посты
Геннадич 193
ajax 145
nikol 40
anyen 39
ЛЕСОРУБ 38
Sony 38
Потрачено 31
kgv 27
Белый Орёл 26
colorkaluga 26
Фото Пользователь Комментарии
Darth Vader 9563
Геннадич 26685
Полиграф Шариков 12738
ILR 9629
Александр К. 8937
ajax 14709
Танюлька 7225
megathrone 5121
MoGol 9086
kgv 5521
Комментарий дня
Список блогеров