Подшипники: полный обзор конструкций и рекомендации по выбору для разных условий эксплуатации

Опубликовано: 24.11.2023 09:27 0 1682

Подшипники - незаметные, но крайне важные детали, от правильной работы которых зависит надежность всего механизма. Благодаря им вращение валов и осей происходит плавно и без затираний, что позволяет машинам работать долгие годы.

 

Конструктивно подшипник представляет собой узел, в котором одна деталь может вращаться относительно другой. Чаще всего это достигается за счет прокладывания между ними тел качения - шариков или роликов, реже применяется скольжение или качение по смазочному слою.

 

 

За более чем вековую историю развития подшипниковой отрасли инженеры создали колоссальное многообразие их типов и конструкций. От миниатюрных изделий в часовых механизмах до гигантских опор весом в десятки тонн. От высокоскоростных вертолетных трансмиссий до медленно вращающихся мельничных жерновов.

 

 

Современные подшипники - это наукоемкие изделия, в разработку которых внедрены последние достижения трибологии, металлургии, материаловедения. Их качество и технический уровень во многом определяют общий технический прогресс.

 

 

Подшипники качения

 

 

Распространенный и технологически продвинутый класс подшипников. В них вращение обеспечивается за счет качения шариков или роликов между двумя кольцами - внутренним и наружным.

 

 

Тела качения изготавливаются из закаленной стали или керамики, что обеспечивает высокую износостойкость и долгий срок службы. Благодаря минимальному трению такие подшипники отличаются низким нагревом и небольшими потерями энергии на трение.

 

 

Основные достоинства подшипников качения:

 

 

  •  
  • высокая грузоподъемность относительно габаритов;
  •  
  • стабильно низкое трение при любых скоростях;
  •  
  • точность и плавность хода;
  •  
  • широкий температурный диапазон;
  •  
  • технологичность изготовления.
  •  

 

 

Благодаря этим качествам, подшипники качения применяются повсеместно - от высокоскоростных шпинделей до медленно вращающихся механизмов. Рассмотрим основные разновидности.

 

 

Шариковые

 

 

В качестве тел качения используются стальные или керамические шарики. Они имеют простую и надежную конструкцию, технологичны в производстве.

 

 

Отличаются высокой скоростью вращения и минимальным трением по сравнению с другими видами. Применяются повсеместно - от бытовой техники до высокоточных устройств.

 

 

Радиально-упорные шариковые

 

 

От обычных шариковых отличаются наличием упорного кольца. Могут воспринимать не только радиальную, но и осевую нагрузку в одном направлении. Используются в механизмах, где присутствуют как радиальные, так и осевые усилия.

 

 

Роликовые

 

 

Роль тел качения выполняют цилиндрические, конические или игольчатые ролики. Обладают более высокой грузоподъемностью, чем шариковые того же размера.

 

 

Применяются в мощных механизмах, испытывающих большие нагрузки и низкие обороты - двигателях, прокатных станах, редукторах.

 

 

Двухрядные роликовые

 

 

Содержат два ряда роликов, благодаря чему имеют повышенную грузоподъемность. Используются в мощных механизмах, испытывающих высокие радиальные и осевые нагрузки.

 

 

Игольчатые

 

 

В качестве тел качения выступают игольчатые ролики малого диаметра. Они компактны, выдерживают высокие обороты и используются там, где нет места для обычных роликовых.

 

 

Специальные виды

 

 

Существует множество разновидностей подшипников для решения конкретных задач в разных условиях эксплуатации. Рассмотрим некоторые из них:

 

 

  •  
  • Конические. Применяются в механизмах с коническими передачами - редукторах, коробках передач. Выдерживают как радиальные, так и осевые нагрузки.
  •  
  • Упорные. Предназначены для восприятия только осевых нагрузок. Используются совместно с радиальными подшипниками в мощных медленно вращающихся механизмах.
  •  
  • Сферические. Могут работать при небольшом перекосе внутреннего и наружного колец. Используются в механизмах, где нет возможности обеспечить идеальную соосность подшипников.
  •  
  • Термостойкие. Применяются в узлах, работающих при повышенных температурах - свыше 200°C. Изготавливаются из жаропрочных сталей или керамики.
  •  
  • Плавающие. Могут перемещаться в осевом направлении, компенсируя температурные удлинения валов. Используются в насосах для горячих жидкостей.
  •  
  • Скоростные. Специальные миниатюрные подшипники для высокоскоростных устройств - шпинделей станков, медицинской техники, приборов. Выдерживают скорости свыше 100 000 об/мин.
  •  
  • Шпиндельные. Применяются в шпиндельных узлах металлообрабатывающих станков. Обеспечивают высокую точность и низкий уровень вибраций на больших скоростях.
  •  

 

 

Конструктивные особенности

 

 

Кроме классических открытых подшипников существуют различные конструкции с дополнительными устройствами:

 

 

  •  
  • Закрытые. Имеют специальные уплотнения, предохраняющие от попадания пыли и грязи. Применяются в условиях повышенной загрязненности окружающей среды.
  •  
  • Фланцевые. Подшипниковые узлы со встроенными подшипниками для ускорения монтажа/демонтажа. Широко используются в автомобилестроении.
  •  
  • Подшипники скольжения. В отличие от качения, работают за счет скольжения смазочного материала между трущимися поверхностями. Применяются в мощных гребных винтах судов.
  •  
  • Опорные. Воспринимают большие нагрузки при очень низких скоростях вращения. Используются как неподвижные опоры в тяжёлых механизмах.
  •  
  • Подшипники линейного перемещения. Предназначены для обеспечения линейного движения узлов - кареток станков, направляющих.
  •  

 

 

Заключение

 

 

Подшипники представляют собой обширное многообразие конструкций для самых разных условий эксплуатации.

 

 

Знание особенностей различных типов позволяет инженеру грамотно подобрать оптимальный вариант, обеспечив надежную работу узла на долгие годы.

 

 

В этой статье мы рассмотрели лишь наиболее распространенные разновидности, однако ассортимент современных подшипников насчитывает тысячи наименований для решения практически любых задач.

 

Опубликовано: 24.11.2023 09:27 0 1682
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter
загрузка комментариев