Правнук создателя терменвокса: «На нем играл Стинг и Шелдон из «Теории большого взрыва»

Дарья ИВАНОВА, фото и видео автора
Опубликовано: 24.09.2021 19:15 0 4299
Правнук создателя терменвокса: «На нем играл Стинг и Шелдон из «Теории большого взрыва»

В Доме Музыки в рамках фестиваля «Калужская осень» в среду, 22 сентября, состоялся необычный концерт. Петр Термен и Виктория Тантлевская в программе «Музыка из воздуха» познакомили калужан с необычным инструментом - терменвоксом.

Музыка с его помощью, в прямом смысле слова извлекается из воздуха. Ни смычка тебе, ни струн, ни клавиш. Ничего. Исполнители играют… на пустоте.

Избрел этот инструмент ровно 100 лет назад россиянин Лев Термен. А Петр Термен – его правнук.

Пользуясь случаем, мы поговорили с музыкантом, расспросили его об изобретении прадеда.

- Помните ли вы своего прадедушку?

- У меня нет чётких воспоминаний и чего-то вербализуемого, возможно, проекции, поэтому я обычно говорю, что не я его застал, а, скорее, он меня. Хотя, сам Лев Сергеевич, допустим вспоминал, что он сам себя в утробе матери начал осознавать.

Он создал инструмент, которым я сейчас занимаюсь, в большей степени связан с тем, что я делаю. Лев Сергеевич - в первую очередь воспринимался всегда как член семьи.

- Когда вы стали осознавать, что ваш прадед - большой человек?

- Это сложный вопрос, потому что в семье всегда понимали это, но это понимание всё равно было частью обыденности.

Есть вещи, которые могут открываться, переосмысливаться и переоцениваться, но не являются культурным шоком, а вызывают ощущение, что это то, что должно быть. Человеческое часто важнее абстрактных понятий, а само значение, уважение, осознание, что терменвокс - хороший инструмент, а Лев Термен является его создателем - существует естественным образом.

- Чем этот инструмент интересен и каковы, на ваш взгляд, его перспективы?

- Если говорить о терменвоксе, то я всегда считал, что этот музыкальный инструмент будет звучать по-настоящему, сольно. Я занимаюсь им, потому что понимаю, что он имеет ценность с точки зрения музыкальной культуры, истории настоящего и будущего. Причем, не только в России, но и по всему миру.

Интерес начинающего исполнителя на терменвоксе ещё и в том, что каждый человек хочет ступить на некую территорию, на которой возможны открытия, в том числе звукового плана. Хоть на любом инструменте такие открытия возможны, но терменвокс - один из самых малоисследованных инструментов, поэтому буквально у каждого человека есть возможность стать «Паганини терменвокса».

Можно найти подход, другую технику, которая позволит сделать то, что раньше не делали. Этот путь сложен, потому что нет цепочки образования, некоего стандарта. Но здесь это не важно, на самом деле, просто это другой путь - как сквозь дремучий лес.

- Как стали производить терменвокс? Где можно купить этот инструмент?

- Весь 20 век он был весьма популярен. Люди делали его сами. В советском журнале «Радио всем» была опубликована статья по сборке терменвокса.

В 1929 Американская корпорация по лицензии Льва Термена начала выпускать первые инструменты, они производятся до сих пор, есть и люди, которые делают их самостоятельно, а купить терменвокс можно в интернете.

- Насколько распространен терменвокс в мире?

- У нас есть школа. В период пандемии она перешла в онфлайн формат, так что обучение возможно - было бы желание!

Существует две школы: российская и японская, проводятся семинары в Европе и Америке. Иногда человек, который их проводит, может практиковать свой взгляд игры на терменвоксе.

Российская же школа старается сохранить аутентичный подход. Я так и говорю обычно: мы учим терменвоксу с 1920-го года - потому что Лев Термен стал первым исполнителем и педагогом, а люди, оказавшие влияние на русскую школу - это все его ученики.

Я бы сказал, что в Европе и Америке существует восприятие терменвокса как электронного инструмента, близкого родственника синтезатора, а мы воспринимаем его в первую очередь как самостоятельный инструмент, который появился ещё до электронной музыки. По природе он ближе к акустической музыке: голосу, скрипке. Именно к этой культуре, а не к той, которая появилась в 50-60-е годы прошлого века.

А в Японии вообще свой подход, манера звукоизвлечения и видения инструмента.

- Где можно услышать терменвокс в массовой культуре?

- К сожалению, в американской индустрии с этим обстоят дела лучше, чем в России. Где-то случайно услышать его в российском кино, мультфильмах - сложно. Если говорить о зарубежных проектах, то те, кто смотрел «Теорию большого взрыва», в одной из серий видел Шелдона, играющего на терменвоксе

Ещё есть сериал по книге Томаса Харриса «Ганибал», фильм «Человек на луне» 2018 года - про Нила Армстронга, который очень любил композицию, где использовался терменвокс.

Если мы говорим об отечественной музыке, то терменвокс в своих записях и выступлениях использовали Billy’s Band, «Сплин», Илья Лагутенко, «Пикник». Ну а самый известный зарубежный исполнитель, игравший на терменвоксе - Стинг.

Одним из популяризаторов является и Жан-Мишель Жарр. На юбилее Москвы в 1997 году он играл на нем возле МГУ и с большим уважением ко Льву Термену рассказал об изобретателе.

В своём первом альбоме «Oxygène» он уже использовал партию терменвокса, хотя исполнялась она на синтезаторе.

- Как сложно научиться играть на терменвоксе?

- Несложно. Обучаясь под руководством опытного педагога определённого уровня можно достичь за год-два. Когда человек занимается самостоятельно, он ступает на скользкий путь. Если человек купил скрипку и хочет сам научиться, с большей вероятностью он сделает что-то не то. Даже если будет смотреть какие-то видеоуроки.

Так же и здесь. Конечно, возможны исключения, но гораздо больше случаев, когда человек не может самостоятельно научиться игре на терменвоксе.

 

- Какие ещё у вас есть увлечения?

- Авторская песня, которая вышла из поэтического творчества. Сначала учился, потом преподавал.

Но терменвокс - главный инструмент. Чем-то другим практически не занимаюсь.

- Получается, вся жизнь в музыке?

- В общем, да. Есть ещё и литература, но пока я не уделяю внимания этому направлению.

Моя деятельность, связанная с терменвоксом, разнообразна: читаю лекции, работаю с материалом, провожу исторические исследования, преподаю, исполняю, создаю разные проекты.

Из недавних: для детей, для слабовидящих. Кстати, это единственный инструмент, где зрячие и слабовидящие в одной ситуации: нет визуальной подпорки, есть ощущение пространства и мышечной памяти.

- В каких музыкальных жанрах используется терменвокс?

- В разных. Для меня главное направление: академическая музыка, как уже написанная, так и современная: 17 сентября с Омским симфоническим оркестром играл современное произведение «BMW» для терменвокса, dj и оркестра Екатерины Ивановой-Блиновой. В Калуге же исполняется переложение, написанное в этом году: «Гимн для терменвокса и органа», автор Антон Танонов. В электронной музыке в режиме реального времени обрабатываю, создаю многослойные звуковые структуры произведения.

Есть направление, где интересно раскрывать терменвокс, как этнический народный инструмент. Это импровизационный проект с хангом и проект с двумя варганами. Здесь терменвокс выступает и как электронный инструмент, и как голос.

С одной стороны, он может звучать футуристично и инновационно, с другой - архаично и по-шамански. Это разные пласты времени.

Дарья ИВАНОВА, фото и видео автора
Опубликовано: 24.09.2021 19:15 0 4299
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев