$ 73.32 0.21
80.12 0.42

Память эпохи

Опубликовано: 18.09.2013 09:42 0 3710
Память эпохи
Добрый день, редакция! В прошлом номере вы опубликовали интервью с Александром Лапиным. Многие знают его как журналиста и общественного деятеля. Я тоже давно слежу за публикациями этого автора в рубрике «Русский вопрос». Помнится, был еще и одноименный сборник, составленный из статей Лапина. Но пару лет назад в руки мне попала первая часть его художественного произведения «Русский крест». И честно говоря, был очень удивлен. У нас многие публичные персоны грешат писательством. Но тут видно, что человек выкладывается всерьез. И когда в интервью он говорит, что литературное творчество стало для него главным в жизни, то я ему верю. Рад, что он это дело не бросает и недавно выпустил следующие две части. Будет что почитать. А автору — большой привет!
Дмитрий Комаров.

На прошлой неделе мы беседовали с членом Союза писателей России Александром Лапиным о его работе над романом-эпопеей из пяти частей «Русский крест». Первые три тома уже появились в магазинах нашего города. Сегодня мы публикуем рецензию на этот роман.

Литературный прием «герой на фоне эпохи» требует от писателя немалого мастерства и умения органично вплести судьбу человека в канву глобальных событий. Александру Лапину в романе-эпопее «Русский крест» эту сложнейшую творческую задачу удается выполнить с блеском.

Реальность сложнее идеальных помыслов
Герои романа в начале повествования («Утерянный рай») юны и романтически настроены. Они принадлежат к тому поколению, которое знает об ужасах войны только по рассказам старших, но еще не успело зара­зиться всепоглощающим прагматизмом и цинизмом. Шурка Дубравин и его друзья, будучи старшеклас­сниками, даже дают тайную клятву — посвятить жизнь служению во благо Родины, стать ради этого культурными и образованными людьми, спортсменами, учеными…

Но реальность сложнее идеальных помыслов, и автор показывает это то через горячие споры героев, то с помощью метких жанровых зарисовок. Вот, к примеру, выпускной вечер в школе: «И если все выпускники чем-то неуловимым похожи друг на друга, то отцы и матери как бы разделены на два лагеря. Те, кто работает в поле, на фермах. И так называемые конторские — учетчики, бухгалтеры, экономисты. Конторские более естественны. Их пиджаки, шифоновые кофточки, лакированные туфли на высоких каблуках никого не смущают. А шоферы, чабаны, трактористы, доярки выглядят слегка комично…»

В следующей части эпопеи — «Непуганое поколение» — вчерашний Шурка, теперь уже Александр, вместо военного училища, куда он так стремился, или хотя бы доблестных десантных войск, попадает в стройбат. И оказывается, что прямота и честность — совсем не те качества, которые гарантируют уважение сослуживцев, а безупречная добросовестность в исполнении своих обязанностей отнюдь не означает, что отцы-командиры ее оценят по достоинству. Но Александр не ломается, он намерен стать журналистом: «Главное — то ощущение несправедливости устройства окружающего мира, которое он остро чувствовал. Бороться с ней, изменить мир невозможно, если у тебя нет какого-то оружия в руках. В таком случае ты превращался в рядового жалобщика, которые тысячами обивают пороги разных учреждений и начальников».

Еще не враги, но уже не друзья
Самые значимые события начинаются в третьей книге эпопеи — «Благие пожелания». Александр, став репортером центральной газеты, получает шанс испытать силу печатного слова. А его друг Анатолий, выбравший службу в КГБ, поначалу верит, что в органах точно нет никаких темных пятен повседневной жизни. Но скоро судьба сталкивает и его, и Александра с третьим другом — Амантаем. Тот решил делать комсомольскую карьеру, опираясь на помощь влиятельных родственников. И ради продвижения по иерархической лестнице ему сначала пришлось отречься от своей первой любви, жениться на дочери нужного человека.

А потом он, выполняя поручение старших товарищей, разыгрывающих националистическую карту, будоражит алма-атинскую молодежь провокационными речами — и вдруг с ужасом понимает, что ситуация вышла из-под контроля. В декабре 1986‑го Алма-Ату охватывают беспорядки. И вот уже Анатолий должен собирать материал против друга детства. Александр, написавший об этих событиях резкую статью, становится для Амантая если не врагом, то уже и не другом.

«Мы ждем перемен»
Через своих героев Лапин показывает, как подспудно формировалась почва для тех самых перемен, приведших к масштабным преобразованиям на одной шестой земного шара и исчезновению, казалось бы, такой незыблемой советской цивилизации. Той самой, вызывающей ностальгию не только у миллионов наших соотечественников…

При этом неоспоримым достоинством «Благих пожеланий», как и всей эпопеи «Русский крест», является не только динамичный сюжет, но и психологически достоверные внутренние метаморфозы героев. Здесь нет банального противопоставления людей, которые были друзьями, а потом разошлись… Александр пытается найти истину, а не свести счеты. Да и каждый из друзей искренне верит, что стоит за правду. Но неуловимо быстро изменилось все и вся, и вот уже правда эта — разная, у каждого своя. А Владимир, четвертый друг, вообще предпочитает уехать работать в заповедник — поближе к природе, подальше от суеты. Но даже там нельзя полностью укрыться от отголосков потрясений…

Эпопея не несет в себе признаков огульного очернения советской действительности, все ситуации рассматриваются с разных точек зрения, вдумчиво и объективно. К достоинствам «Русского креста» относится и то, что он полифоничен и охватывает не только большой период времени, но и значительное пространство. Все детали, приметы времени достоверны, тщательно, до мелочей выписаны, поэтому успевшие пожить в СССР испытывают настоящее дежавю, а не заставшие эту страну и эпоху, людей и идеалы могут, прочитав, представить их себе воочию.

Но на этом сага «Русский крест» не заканчивается — впереди еще две книги.

Сборники статей Лапина  «Русский вопрос» и «Русский ответ» вышли не только в России, но и в Германии — на немецком языке.
В июле Александр Лапин за «Русский крест» удостоен между- народной премии им. Валентина Пикуля в номинации «За романы и публицистические произведения, продол­жающие традиции русской исторической прозы».

Где в Калуге купить книгу «Русский крест»
Все три тома можно приобрести в магазинах «Пресс-маркет»:
  • ул. Ленина, 77 (выставочный зал Дома художников);
  • ул. Плеханова, 61 (у магазина «Дикси»);
  • ул. Глаголева, 3 (ТРЦ «Московский»).
  • ул. Московская, 254 (гипермаркет «Линия»).
Книга также продается в киосках «Калужского перекрестка» и «Комсомольской правды». Цена книги — 149 рублей.

Автор: Алексей НИКИТИН.
Опубликовано: 18.09.2013 09:42 0 3710
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев