Деревенские жители пропили боевые ордена
Пробитые пулями каски, остатки техники, мины, останки воинов, солдатские медальоны, подписанные бойцами ложки и котелки до сих пор находят в калужских лесах.
— С 1988 года мы ведем раскопки в Ульяновском, Думиничском, Мосальском, Барятинском, Кировском районах, — рассказывает заместитель командира поискового отряда «Безымянный» Дмитрий БЕЛОВ. — Наша работа подчас не дает быстрого и зримого результата — все, что лежало на поверхности, и легкодоступные места уже зачищены ранее. Почти вся территория боев уже перекопана вдоль и поперек «черными» в поисках «хабара» — предметов амуниции, личного обихода, вооружения, снаряжения солдат. Редко удается попасть на нетронутое никем поле боя. Официальные поисковики, как правило, идут вслед за «трофейщиками», разгребая их отвалы и нередко отыскивая разбросанные, порубленные лопатами останки наших воинов. В таких отвалах иногда попадаются и медальоны, и награды, и именные вещи бойцов.
Мистические совпадения
— Солдатский медальон — вообще вещь особая. В нем — судьба солдата.
Первым мы «прочитали» медальон красноармейца Анания Яковлевича Никишанова, призванного на войну из Саратовской области. Он был найден в д. Новый Свет Ульяновского района 22 сентября 1997 года вместе с останками еще 60 бойцов. Мы разыскали его сестру и четырех дочерей. Выяснилось, что Никишанов числился пропавшим без вести с ноября 1941 года. Но можно предположить, что его последний бой был в сентябре 1941-го. Интересно, что медальон Никишанова мы нашли тоже в сентябре и две его дочери приехали в тот же день. Когда мы отвели родственников туда, где нашли останки, дочери плакали, зажгли свечку и поставили ее точно в то место, откуда мы подняли медальон отца. А ведь ни показать, ни рассказать об этом месте не успел. Мистика!
Кстати, запомнилось, как в 1990 году на Вахту Памяти в Смоленскую область приехала женщина, которая рассказала, что ей приснился вещий сон. Явился погибший на войне муж и сказал: «Меня народ хоронит, а ты тут сидишь». И пошел на выход из избы так же, как и уходил на фронт в 41-м. Спать она больше не могла, а утром пришли из военкомата и сообщили, что останки мужа найдены.
Всего за время существования отряда найдены останки 1860 солдат, 43 медальона, разысканы 19 родственников погибших.
Самолет разобрали до винтика
— Иногда поисковики сталкиваются с совершенно дикими вещами. Так, на границе Ульяновского района с Думиничским, в лесу, недалеко от деревни Глинной, обнаружили бронелисты от сбитого самолета ИЛ-2. Это был первый бронированный самолет-штурмовик. Буквально за год до этого местные жители ободрали с самолета все, что считали ценным. Алюминий сдали в пункты по приему цветмета. Кроме того, поступила информация, что они нашли два ордена Красной Звезды, продали на рынке, а деньги — пропили. Номера наград никто запоминать и записывать не собирался. Нам удалось отыскать номер машины на коленчатом валу, креплении винта, броне. Были обнаружены и фрагменты человеческих останков. Значит, экипаж погиб вместе с машиной, и в официальных документах записано: «Не вернулся с боевого задания». Сейчас отряд пытается установить данные экипажа.
Фрагменты самолета ИЛ-2, найденного возле деревни Глинной.
Хорошая новость
Гаврилов вернулся домой
После того как мы объявили розыск родственников наших земляков, погибших в 1941 году в Гродненской области, к нам в редакцию пришел Павел Васильевич Гаврилов.
— Мой дядя Павел Иванович Гаврилов пропал в самом начале войны. Дядя учился в танковом училище, был отличником, пошел на войну 20-летним мальчишкой. Прислал домой вот это фото, на нем Павел Иванович (справа) вместе с командиром. Потом родственники получили известие, что он пропал без вести. Искали, но никаких сведений о нем больше не нашли. Когда я родился, меня назвали в честь дяди. Столько лет прошло после войны, но я всегда хотел узнать хоть какую-нибудь информацию о своем родственнике. А тут раскрыл «Перекресток» и нашел фамилию Гаврилов среди погибших при прорыве окружения в 1941 году под г. Слоним в Гродненской области. Оказывается, он в самое пекло попал! Теперь хочу все выяснить подробнее, съездить на могилу. Белорусские поисковики, много лет пытавшиеся найти родных Гаврилова, обрадовались хорошей новости.
— Мы уже и не чаяли родных найти после стольких лет поиска, спасибо за помощь! — пишет руководитель поисковой группы «Батьковщина» из г. Минска Александр Дударенок. — Нам удалось установить, что в июне 1941 года в Озернице гибли ребята из 13-го танкового полка 7-й танковой дивизии и 7-го танкового полка 4-й танковой дивизии из состава 6-го мехкорпуса. Найденный вместе с Гавриловым Москалев служил в 13-м танковом полку. Так что очень может быть, что и Гаврилов тоже служил в этом полку. Хотелось бы собрать побольше сведений о Гаврилове для музея, созданного при школе в деревне Озернице.
Возвращаясь к напечатанному
В № 21 от 27 мая 2009 года мы рассказали о том, что в парке культуры могут быть похоронены 350 советских солдат. В редакцию стали звонить калужане и вот что рассказали:
— Могила была до 1948 года, я это знаю совершенно точно, — рассказывает наша читательница Ирина Павловна. — Я была маленькая, мы с мамой во время войны ходили по Калуге с санками, чтобы, если встретится полено, дрова везти домой. И я помню, как нас однажды остановили люди и попросили отвезти на санках погибшего солдата. Когда мы спросили: «Куда везти?», они ответили: «Везите в парк культуры». И мы туда отвезли. Потом после войны мы ходили на танцы в парк, и многие говорили, что на костях танцуем. Про то, что могилу перенесли, я слышала, но сама лично не видела. Говорили, что переносили захоронение ночью.
А вот немцы были похоронены в сквере Ленина. Я видела, как потом на санках их перевозили в сторону бора. Трупы были в белых кальсонах и белых рубашках.
— Я видела, как хоронили останки солдат, — позвонила нам Ираида Ануфриевна. — Я была маленькая, но все помню. Погибших свозили на санях в парк культуры. Могилу не копали. А взрывали их и клали солдат, на них —слой деревянных щитов и только сверху — 4 гроба. А потом летом перезахоранивали, место огородили, работали в противогазах. У нас один товарищ захотел получше все это рассмотреть и залез на столб. Но его сняли оттуда и сутки продержали в милиции.
А Иван Алексеевич Потапов, рассказал, что сам лично хоронил погибших бойцов и что могила в парке была. Кроме того, наши читатели утверждают, что точно знают о могилах солдат в Сосновой роще и что, когда эти могилы переносили, солдаты лежали без гробов и останки были будто мумифицированы.