Дискуссия об отмене домашних заданий: всегда ли виновата школьная программа?

Опубликовано: 04.02.2016 15:27 44 12533
Дискуссия об отмене домашних заданий: всегда ли виновата школьная программа?

Опубликованные на прошлой неделе на нашем сайте  и в газете  статьи об идее регионального министерства образования и науки отказаться от ежедневных домашних заданий получили широкий отклик со стороны наших читателей. Люди звонили в редакцию, присылали письма на электронную почту, оставляли комментарии на нашем портале. Мнение большинства – совсем-совсем отменять задания на дом не надо, но как-то регулировать их объём и содержание нужно. 

- Как отец двоих детей с 10-летней разницей в возрасте могу утверждать: требования к выполнению заданий на дом существенно изменились, - рассказал мне один знакомый. – Старший закончил школу с отличием абсолютно самостоятельно. Программа в начальных классах мало чем отличалась от советской в подходе к обучению. Младшая учится совсем по-другому. С первых классов требуется подготовка презентаций, альбомов, докладов и ещё Бог знает чего. Зачем это нужно в начальной школе – большой вопрос! 

Подобных историй за последнюю неделю я услышала великое множество. Были и другие мнения (правда, реже): мол, обычная школьная программа, обычные задания, ничего сложного. Захотелось разобраться, в чём всё-таки проблема: в родителях, в детях, в школе? 

- Я думаю, она находится где-то на стыке, - комментирует психолог Анастасия ВОЛОКИТИНА. – Такая проблема, как не очень удачные школьные программы и сложные домашние задания, которые ребёнок не может выполнить самостоятельно, действительно, есть. В этой ситуации, на мой взгляд, важно объяснить родителям, как правильно делать с детьми домашнее задание, в каком объёме помогать ребёнку, когда отпустить контроль и дать ему больше самостоятельности. К сожалению, многие мамы и папы всех этих тонкостей не знают. 

Признаться, поначалу я думала, что мне, образно говоря, выдадут нечто вроде инструкции: «Как делать уроки с ребёнком-школьником». Но разговор получился гораздо более глубокий, чем я предполагала.  

Дать наступить на грабли

- Я считаю, что в первой четверти 1-го класса родителям обязательно нужно участвовать с ребёнком в выполнении домашних заданий, - считает Анастасия Волокитина. – В первую очередь, это должно заключаться в организационной помощи. Когда школьник садится за уроки, нужно поинтересоваться, с чего он начнёт. Пусть вслух проговорит последовательность своих действий, помогайте только наводящими вопросами. Согласитесь с его планом, ведь именно так вы можете развить в нем самостоятельность и инициативность. Если ребёнок в 1-м классе может самостоятельно прочитать задание, пусть прочитает. Если он не совсем его понял, пусть прочитает ещё раз. Он должен привыкать делать что-то без постоянного бдительного ока.
Когда ребёнок станет постарше, можно поинтересоваться: хочет ли он, чтобы у него проверяли домашнее задание, в каком объёме, по каким предметам и т.д. На самом деле к 3-4 классу детям уже хочется больше самостоятельности. Дайте им возможность полностью отвечать за качество выполнения домашнего задания, но при этом спросите: «Как мы поймём, что ты справляешься?» Таким критерием, конечно, является оценка. Договоритесь, какая отметка в дневнике даст сигнал, что он ещё нуждается в вашей помощи. 

- То есть, образно говоря, нужно дать ребёнку возможность наступить самому на грабли и получить по лбу?

- Совершенно верно. Мы даём ребёнку возможность столкнуться с реальностью и последствиями своих поступков. Ты попробовал сделать своим способом – получилось не совсем хорошо. Значит, выбор был ошибочный и нужно искать другое решение. 

Личная динамика

- Ещё одна ловушка для родителей – желание, чтобы ребёнок с 1-го класса учился на одни пятёрки. Многие воспринимают учёбу любимого чада как свою личную. И, если он получил тройку, некоторые мамы реагируют так, словно эту оценку получили они. Я всегда призываю смотреть на успехи ребёнка в динамике. Неважно, как он делает что-то сейчас. Важно, как сделает то же самое через неделю. Тогда есть его личный прогресс, безотносительно братьев, сестёр и друзей. Это очень важно – поддерживать ребёнка в его собственных успехах и личной динамике. Тогда он стремится повторить хорошее. 

Дифференцированный подход

- Родителям школьников, которые учатся в среднем звене, я обычно советую обсудить дифференцированный подход к предметам. Для этого ребёнку нужно предложить разделить все школьные дисциплины на несколько групп. Сначала на те, которые очень нравятся, те, которые очень не нравятся, и те, к которым отношение нейтральное. Затем попросите ребёнка назвать предметы, которые даются легко, сложнее и очень трудно. И, наконец, третья группа предметов – те, которые пригодятся ребёнку в будущем, те, о которых он пока не знает, пригодятся или нет, и те, которые точно не пригодятся. Это настраивает школьника и его родителей на дифференцированный подход к учёбе, к тому, что не все предметы одинаково важны и что пятёрка по истории и пятёрка по изо – разные и даются разными усилиями. И, если ребёнок собирается, допустим, в архитектурный, пятёрка по изо – одна из самых важных.  

О сложных заданиях

- И всё-таки как быть со сложными заданиями, особенно в начальной школе, которые отнимают и у родителей, и у детей массу времени? Например, одна моя подруга рассказывала, что потратила половину зимних каникул на то, чтобы сделать для дочки-первоклассницы книжку о цифре. А дочери другой знакомой дали задание на тему: «Геометрические фигуры в клумбах города». 

- Как бы я поступила с заданием сделать книжку о цифре? В первую очередь, обсудила бы с ребёнком, какого результата он хочет добиться. Если школьник затрудняется с ответом, задать наводящие вопросы: из чего состоит книжка, сколько страниц он хотел бы видеть в ней, какой представляет обложку. То есть бесконечно задаём вопросы, чтобы ребёнок начал размышлять. Дальше можно обсудить технические детали типа, из чего можно было бы сделать цифру. После этого маме остаётся только обеспечить ребёнка необходимым материалом для выполнения задания. Так же и с клумбами: берёте ребёнка за руку и вместе идёте гулять по городу. Ваш школьник высматривает клумбу, фотографирует её, вместе обсуждаете, какой она формы. 

- С одной стороны, это даже интересно. Особенно, если у родителей достаточно много свободного времени. Но как быть тем, у кого его просто нет?

- Ну, во-первых, наверняка на подготовку таких заданий даётся всё-таки не один день. Другой вопрос, что это требует от родителей больше терпения и времени. Поэтому многим проще и быстрее сделать задание самим. Стоит задуматься о том, что детям катастрофически не хватает общения с родителями. И подобные совместные проекты – в том числе попытка школы чуть-чуть изменить жизнь взрослого и ребёнка в пользу ребёнка. Так что цели у этих программ самые благие. Страдает, как всегда, исполнение. 

Замедлить жизнь

- Может быть, есть смысл вернуться к старым школьным программам, которые не требовали от родителей и детей таких усилий? Я, например, со старшей дочкой не учила уроки дни и ночи напролёт. И мои родители не делали этого. 

- Я бы не спихивала всё на школьную программу. Думаю, если бы современные дети учились по старым программам, те уже не имели бы того же эффекта, что и 15 лет назад. Сейчас на развитие ребёнка во многом влияет тот поток информации, который он через себя пропускает. Раньше информации было гораздо меньше. Теперь же появилось большое количество круглосуточных телеканалов с мультфильмами, есть Интернет с абсолютным доступом всего что угодно. При этом дети совершенно не умеют обрабатывать получаемую информацию, анализировать её. Это неумение делает их невнимательными и поверхностными. Поэтому родители должны помогать детям стать глубже, обязаны учить их думать, задавать себе вопросы. Школьные программы для начальных классов как раз эту цель и преследуют. Бороться с последствиями воздействия информпотока можно, только углубляя ребёнка, замедляя и его темп жизни, и свой собственный. 

P.S.
От автора

Предположу: реакция на этот материал будет неоднозначной, потому что многие из нас привыкли ждать лёгких ответов на сложные вопросы. В случае же с домашним заданием и вообще с учёбой в школе выясняется, что готовых решений нет, быть не может и вообще в тех проблемах, которые вылезают в школе, виноваты, в первую очередь, мы, родители. И чтобы решить их, нужно в принципе изменить своё отношение к ребёнку, поверить в него и его самостоятельность. 

Мне довольно часто приходится видеть в детских садах и даже в школах 6-7-летних детей, удобно развалившихся на скамейках, которым завязывают шнурки их мамы или бабушки. Или однажды в кафе наблюдала, как мама заботливо вытирала влажными салфетками ладошки своего сына, мальчика лет 5-6, хотя дети в этом возрасте вполне способны сделать это сами. Мы бегаем за своими детьми с подушкой, думая, что они у нас ещё маленькие и неразумные. А потом грешим на школьную программу: «Ну очень сложная!»

Возвращаясь к тем же сложным заданиям для младших школьников:  когда родители рассказывали мне о трудностях учёбы, они ни разу не произнесли: «Он попробовал сделать это сам, у него не получилось, поэтому мне пришлось делать вместо него».  Вместо этого была просто констатация факта: «Это очень сложное задание. Он сам не справится». 

К счастью, есть родители, у которых это получается: быть рядом с детьми, но при этом не давить на них авторитетом; слушать их, разговаривать; замедлять темп жизни. С одной из таких чудесных мам мы недавно пообщались. Следите за публикациями на нашем сайте и в газете. 

Опубликовано: 04.02.2016 15:27 44 12533
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев