Учителя, родители, школьники: «Отменять ежедневные домашние задания нельзя»

Опубликовано: 27.01.2016 14:50 34 12403
Учителя, родители, школьники: «Отменять ежедневные домашние задания нельзя»

Как мы уже рассказывали, на прошлой неделе министерство образования и науки Калужской области предложило отменить ежедневную домашнюю работу в школах. Одной из причин этого решения стали многочисленные жалобы родителей школьников – особенно учащихся начальных классов – на высокую загруженность детей.   

Также министерство рекомендует учителям не назначать домашние задания на период каникул и праздников и советует их максимально дифференцировать и индивидуализировать – с учётом особенностей каждого конкретного школьника. Типовые упражнения (минобр называет их репродуктивными) вроде таких: «прочитать и перевести статью из учебника», «списать, вставить пропущенные буквы», «выучить наизусть», «пересказать» – учителям предлагают заменить поисковыми и творческими.

Эта новость вызвала бурную дискуссию среди читателей нашего сайта. Причём большинство из них высказалось резко против отмены ежедневной «домашки». Оказались солидарны с ними и наши эксперты.

- Я считаю, полностью от домашнего задания отказываться нельзя, - говорит психолог Анастасия ВОЛОКИТИНА. – Должен быть момент, когда ребёнок закрепляет изученный материал и учится его применять, в том числе с помощью тех самых репродуктивных упражнений. И происходить это должно не на уроке. Особенно это актуально в начальной школе, когда формируется база, на которой затем будет строиться всё дальнейшее обучение, и потому она должна быть крепкой и надёжной. Действительно, бывают задания не по возрасту, и есть смысл уменьшать их объём и количество. Но нужно понимать, что учителя во многом люди подневольные. Возможно, они и рады были бы отказаться от тех же докладов или презентаций. Но, поскольку это является частью школьной программы, педагог просто не имеет права проигнорировать их. Поэтому претензии должны быть не на уровне учителя, а на уровне министерства образования, которое одобрило данную программу.

- Выполнение ежедневных домашних заданий воспитывает в ребёнке самостоятельность, ответственность за учёбу, поэтому совсем отменять их нельзя, - считает заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 26 г. Калуги Юлия СИНИЦЫНА. – Да и родители, которые зачастую целыми днями не видят детей и не знают, чем они живут, благодаря этим заданиям лишний раз поинтересуются делами любимого чада: выучил ли уроки? Какие оценки получил? Что касается «репродуктивных упражнений», от которых рекомендуют отказаться, то вообще-то пересказы и заучивание наизусть художественной литературы очень хорошо развивают память.

Довольно осторожно отнеслись к идее отмены ежедневной «домашки» и школьники.

- Конечно, сначала очень хочется сказать: «Отмена домашних заданий – это так классно!» Но, если задуматься, то на самом деле они нужны, - размышляет одиннадцатиклассница Александра ПЕТРОВА. – Если бы каждый предмет изучался 5 дней в неделю, то, возможно, домашние задания можно было отменить. Но, поскольку какие-то предметы стоят в расписании два раза в неделю, а некоторые – всего один раз, пройденное на уроке за неделю может забыться. Чтобы этого не произошло, изученный материал нужно повторить, как-то систематизировать его. И без домашней работы тут не обойтись. Но всё-таки в 10-11-м классах, когда большинство школьников определилось, по каким предметам они будут сдавать ЕГЭ, можно было бы уменьшить объём домашнего задания по тем дисциплинам, которые ребёнок не сдаёт. Благодаря этому больше времени останется на дополнительные занятия по выбранным предметам и на подготовку к экзаменам.

Тем не менее, рациональное зерно в рекомендациях министерства образования есть, считают наши собеседники. Прежде всего, нужно говорить о том, что домашние задания должны быть проще и менее объёмными.

- Я сама за свои 20 лет работы в школе никогда не задавала детям больших упражнений, - говорит Юлия Синицына. – Например, задание по русскому языку всегда рассчитываю так, чтобы дети потратили на его выполнение не более получаса, а сильные ученики справлялись максимум минут за 15. Никогда не требую от детей пересказывать параграф или правило наизусть. Бывает, что не даю домашнюю работу совсем. Зато часто придумываю такие задания, которых нет в учебниках и ответ на которые невозможно отыскать в Интернете, – например, найти ошибку в телевизионной рекламе. Согласна и с тем, что не нужно нагружать ребят на праздники и каникулы.

- Идея о дифференцированном подходе к домашнему заданию кажется мне очень здравой, потому что все дети разные: кому-то, чтобы закрепить полученные на уроке знания, достаточно решить пару примеров, а кому-то и пяти будет мало, - убеждена психолог Анастасия Волокитина. – Но нужно понимать, что реализация этой идеи ляжет огромной дополнительной нагрузкой на учителя и, если она не будет материально компенсирована, то вся эта инициатива просто завянет.

Полностью текст статьи можно прочитать в свежем номере «Калужского перекрёстка», который вышел в свет сегодня, 27 января. Она также доступна для просмотра и скачивания в электронном архиве газеты.

Личное мнение автора статьи об отмене ежедневного домашнего задания можно прочитать здесь.

Опубликовано: 27.01.2016 14:50 34 12403
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев