У каждого свои Петушки

Поэма «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева, была поставлена на сцене «Под крышей» Калужского драмтеатра почти три с половиной года назад.
Владимир Андреев
03.02, 15:05
1 10193
Фото: Виктор Кропоткин.

Тогда, 12 сентября 2021 года, эта постановка была неожиданна, хоть и сумбурна. Множество огрехов списалось на премьерное волнение и нервозность. Прошло время и мы вновь решили посмотреть ее.

Отличительное свойство ряда алкогольных напитков заключается в том, что с годами они набирают аромат и вкус. Если сделаны правильно.

В противном случае, то же вино быстро превращается в уксус. Случилось ли последнее со спектаклем, а там все крутится вокруг алкогольных напитков, попробуем разобраться подробно.

Время Венички прошло?

В начале 80-х годов прошлого века, когда поэма «Москва – Петушки» взорвала самиздат страны, фразы из нее становились своеобразным маркером «свой-чужой». «Повилика или Жимолость», «Как так: вымя есть, а хересу нету», «нет ли тут компоту с белым хлебом», - их много бриллиантами разбросано на страницах этой гениальной поэмы в прозе.

Но, главной фразой, цитируемой всеми, кто искренне полюбил и понял это произведение, безусловно была эта: «О, самое бессильное и позорное время в жизни моего народа — время от рассвета до открытия магазинов!»

Сегодня для подавляющего большинства молодежи эта фраза мало что значит и вызывает недоумение. Не читали они Веничку.

Времена изменились, другие сейчас интересы, другой подход к жизни. И поэтому начало поэмы с его сакральным посылом про Курский вокзал и Красную площадь, то, с чего и начинается спектакль калужского драмтеатра в постановке Сергея Вихрева, не стало порталом в тот неповторимый мир Венедикта Ерофеева.

И здесь скорее не вина режиссера, время сдвинулось. По-другому мы стали мыслить, как-то прагматичнее и мельче. Однако, глубокий, интеллектуальный посыл Ерофеева и сегодня взывает к осмыслению. Почему Веничка никак не мог дойти до Красной площади, а все время попадал на Курский вокзал?

Отправившись на электричке в Петушки, в свои самые сокровенные воспоминания, в свой никем не загаженный мир, только пропустив остановку станции личного мироздания, он может наконец попасть на Красную площадь.

Ответ на этот вопрос, как мне кажется, должен был стать основным. Увы, в спектакле эта линия выстроена весьма скромно. Да, красный свет, бой курантов в финале наталкивают на некие размышления, но право, слишком уж это поверхностно.

К тому же тем, кто жил в советское время типаж алкоголика-интеллигента видится совсем по-иному, нежели современному молодому человеку. Время иное. И не учитывать это, взявшись за перевод поэмы на сценический язык, очень опасно.

«Я хотя бы попробовал»

Так и получилось. Спустя пять лет после премьеры, зритель похохатывает от рецептов тех самых знаменитых веничкиных коктейлей, пропуская главное. А главное не соотношение шампуня «Садко богатый гость», тормозной жидкости и клея БФ в гипотетическом коктейле. Главное – тот коктейль из вранья, глупости, совкового идиотизма, запретов и заборов, в котором жил советский человек, умеющий думать. А чем тот коктейль помешивать: палочкой жимолости или повилики, право, все равно. Итог один: шило в горле, красный свет и куранты.

Глобальность поэмы ещё и в том, что ведь у каждого человека есть в глубине души свои Петушки, то самое сакральное место. Вернуться в него нельзя. Даже если сесть в ту самую электричку.

Ангелы заговорят до полусмерти, дьявол подсунет ещё пару поллитровок, да все, что угодно, только в любом случае, очнувшись, увидишь, что проскочил. Но как кара за попытку – шило в горло и бой курантов.

Все эти километры подтекстов невозможно уловить, если смотреть спектакль, не прочитав до этого поэму. Ещё сложнее рефлексировать на увиденное к сегодняшней жизни. Задача для постановщика почти неподъемная.

Но, за попытку – зачет.

Помните в «Полете над гнездом кукушки» герой Макмерфи спорит с пациентами психушки о том, что оторвёт от пола тяжелейший умывальник. Он нагибается, хватает его и пытается оторвать, но сил не хватает. Тогда Макмерфи говорит: «Я хотя бы попытался».

Кто на сцене?

Когда мы видим, как человек на улице поскользнулся и упал – у нас одни эмоции. Когда об этом эпизоде рассказывает сам упавший, добавляя, что в результате он не попал на самолет, который потом разбился – другие. А когда всю эту историю нам поведал рассказчик – третьи. Но, в каждом случае мы понимаем, кто перед нами и что происходит.

В спектакле калужского драмтеатра сразу возникает этот диссонанс. Кто на сцене? Веничка, рассказывающий о своей жизни? Персонаж и это спектакль или это пересказ поэмы «Москва – Петушки»?

Именно из-за этого невнятно выстроенного изначального посыла, как мне кажется, несколько проседает начало спектакля.

Актеру Андрею Соловьеву, будто сложно впрыгнуть в эту историю. Первые фразы про Курский вокзал, подворотню, попытки вспомнить, что пил до этого, выглядят слегка натужно, прозаически. Будто двигатель урчит и не заводится.

На полную мощность спектакль выходит лишь в момент рассказа про рецепты коктейлей. Зритель хихикает, обстановка чуть разряжается.

Однако до самого финала так и остается непонятным, что происходит на сцене. Актер пытается одновременно находится в нескольких ипостасях: героя, рассказчика и автора.

Если именно так и задумывалось режиссером, то вероятно, необходимо было более точно, филигранно расставить акценты, смысловые паузы, дать возможность самому актеру опереться на что-то, а зрителю – манок к пониманию.

Просто так

Эта фраза – убийца театра. Не бывает на сцене ничего «просто так». В одной из сцен, герой выставляет портреты людей, о которых рассказывает. В числе прочих, вдруг ставит на стол известную фотографию французского комика Фернанделя. Понимая, что Венедикт Ерофеев конечно же, прекрасно знал, кто такой Фернандель, и появление этого фото в спектакле что-то значит, я на несколько минут буквально выпал из постановки. Однако, так и не понял, что связывает этих двух людей, кроме одного смертельного диагноза.

Вероятно, Фернандель появился в спектакле «просто так». Как скорее всего и эпизод, когда пьяный Веничка замахивается бутылкой на воображаемого попутчика, который выпил его остаток водки. Ну не может Веничка, ни под каким градусом так себя вести. От слова совсем: не может! Тоже – «просто так»? Или сам вагон электрички: столиков, тем более со скатертями не было никогда в советских электропоездах, особенно на маршруте Москва – Петушки.

Все эти вроде бы мелкие неточности огрехи вкупе создают впечатление о неправде всего спектакля. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что, когда в финале Веничка сгребает в свой старый потертый чемодан пузырьки с шампунем, зубным эликсиром и прочими ингредиентами коктейлей, бутылки с водкой и зубровкой, ту же скатерть со стола и свой свитер, - возникает понимание увиденного.

Да, его время ушло, он сам это видит, потому что оставляет полуоткрытый чемодан старой жизни там же, у обшарпанного голого деревянного стола, за которым сидел и рассказывал нам всю эту свою историю.

Как и три года назад, на премьере осталось то же чувство недосказанности в спектакле. Однако, тогда все это списывалось на премьерную нервозность, необкатанность на зрителе спектакля. Сегодня, увы, те же мысли возникают. Ну ведь не только ради прикола с рецептами коктейлей задумывалась эта постановка? Не «просто так»?

В любом случае, «Москва – Петушки» калужского драматического, заставляет еще раз открыть книжку и почитать те самые прелестные строки: Все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян. Мое завтра светло. Да. Наше завтра светлее, чем наше вчера и наше сегодня. Но кто поручится, что наше послезавтра не будет хуже нашего позавчера?

Колумнисты
Лента настроения
6 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Всего: 1 комментарий
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Партнёрские новости
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
Давайте обсудим
Опрос
С этого года россиян будут наказывать за продажу выращенного на даче картофеля. Штраф до 2000 рублей. Что думаем по этому поводу?
3 Конечно правильно, пусть торгуют как все, по правилам  (1%)
145 Не поддерживаю. Совсем озверели, бабульки продают не от хорошей жизни!  (69%)
10 Мне все равно, я покупаю картошку в магазине.  (5%)
15 Организуйте сначала цивилизованные места для такой торговли.  (7%)
4 Ничего не думаю, я выращиваю картофель только для себя.  (2%)
34 А почему только картофель? Что за дискриминация? Тогда уж и за морковку и петрушку пусть штрафуют!  (16%)
Фото Пользователь Посты
Геннадич 193
ajax 145
nikol 40
anyen 39
ЛЕСОРУБ 38
Sony 38
Потрачено 31
kgv 27
Белый Орёл 26
colorkaluga 26
Фото Пользователь Комментарии
Darth Vader 9563
Геннадич 26685
Полиграф Шариков 12738
ILR 9629
Александр К. 8937
ajax 14709
Танюлька 7225
megathrone 5121
MoGol 9086
kgv 5521
Комментарий дня
Список блогеров