Каждая четвертая российская компания приготовилась сокращать персонал

Больше 50% работодателей ожидают, что 2016 год окажется тяжелее предыдущего.
03.03.2016, 10:30
3 4443

Больше 50% работодателей ожидают, что 2016 год окажется тяжелее предыдущего. Каждая четвертая компания планирует в этом году сокращать штат, и первым пострадает рядовой административный персонал.

2016 год окажется сложнее предыдущего, уверены 54% работодателей, принявших участие в исследовании проекта «Банк данных заработных плат» HeadHunter. Каждая четвертая (23%) из опрошенных компаний планирует в этом году сокращать персонал. Эти тенденции особенно характерны для крупных компаний с численностью работников более 5 тыс. человек: 63% из них уверены, что год будет сложным, 40% собираются оптимизировать штат. В онлайн-опросе, проведенном в конце января — феврале этого года, приняли участие 514 компаний-работодателей, входящих в «Банк данных заработных плат», 86% из них — российские, 44% работают в Москве.

Сокращать численность в первую очередь будут компании в автомобильном бизнесе (60%), добыче и переработке полезных ископаемых (48%) и розничной торговле (36%), говорится в обзоре HeadHunter. В число самых пессимистично настроенных попали компании из секторов добычи полезных ископаемых, медиа и строительства: 76, 64 и 62% таких фирм, соответственно, негативно оценивают перспективы этого года.

Ранее министр труда и социальной защиты Максим Топилин говорил, что сейчас увольнение угрожает примерно полумиллиону россиян. Из них 300 тыс. трудятся в режиме неполной занятости — чаще всего это характерно для предприятий автопрома. Заявлены к увольнению, по словам министра, чуть менее 200 тыс. человек. В зоне риска — представители финансового банковского сектора, а также работники сферы государственного и муниципального управления.

«Рядовой бэк-офис» и московские планы

Сокращения прежде всего коснутся рядового административного персонала. Об этом сообщили 85% тех участников исследования HeadHunter, которые планируют оптимизировать штат.

«Под удар попадают сотрудники, от которых не зависит напрямую приход денег в компанию», — объясняет партнер хедхантинговой компании Cornerstone Ольга Ворошилова. «Если раньше в инвестиционной компании на отдел могло приходиться два ассистента команды, то при оптимизации расходов одного человека убирают, увеличивая нагрузку второго», — рассказывает она.

«Среди компаний, которые будут сокращать сотрудников, каждая четвертая — московская», — говорится в обзоре «Банка данных заработных плат». В то же время авторы ранее опубликованного мониторинга HeadHunter за февраль 2016 года отмечали, что показатели московского рынка труда лучше, чем годом ранее: спрос на сотрудников за год вырос на 14%, пусть и с учетом низкой базы; в начале 2016 года часть компаний стала снова набирать ранее сокращенный персонал; «впервые за последние пять месяцев динамика падения спроса замедлилась».

В московских данных нет противоречия, объясняет Наталья Данина, руководитель проекта «Банк данных заработных плат» HeadHunter. Например, может происходить сокращение непрофильных департаментов при усилении тех подразделений, которые приносят больший доход, — на общем числе сотрудников это не отразится. Компании могут контролировать результаты сотрудников по KPI (ключевым показателям эффективности) и заменять «неэффективных» работников. Наконец, речь может идти о найме на конкретные позиции менее дорогих сотрудников. «В целом это миф: не бывает такого, что у вас есть отличный дорогой специалист, а вы наймете дешевого, и он будет показывать те же результаты. Но на некоторых ролях это срабатывает, например, с административным персоналом», — говорит Данина.

Зарплаты и соцпакеты

Сокращения — лишь один из способов снизить издержки. «Сотрудников, которых не коснутся сокращения, все равно в той или иной степени коснется снижение общего дохода. Где-то не произойдет ежегодной индексации, где-то уменьшат переменную часть дохода, рабочий график, соцпакет», — говорит Ольга Ворошилова.

13% опрошенных компаний собираются урезать соцпакеты, среди крупных компаний таких 19%. В основном к этой мере прибегнут банки и финансовые организации — об этом сообщили 36% из них. Те, кто намерен использовать этот метод экономии, в первую очередь будут урезать расходы на корпоративы (об этом сообщили 89% из них), внешнее обучение сотрудников (59%), бонусы для их семей (45%). Реже всего будут экономить на внутреннем обучении и оплате питания.

Чаще соцпакетом готовы жертвовать российские компании: среди них об этом сообщили 14%, среди компаний нероссийского происхождения — лишь 2%. Иностранные компании реже могут позволить себе урезать медицинскую страховку, приводит пример Ворошилова: есть стандарты, которые компания обеспечивает сотрудникам по всему миру — а «российские игроки в этом вопросе более гибкие».

Крайняя мера — сокращение зарплат, свидетельствуют результаты опроса. На нее готовы пойти только 4% опрошенных, среди крупных компаний — 15%. В основном об этом упоминали представители медиа — таких 25%. Значительно реже — но чаще, чем в целом по рынку — зарплаты будут снижаться в сфере добычи и переработки полезных ископаемых (12%) и строительстве (11%). «Менеджмент и производственное направление — две главные категории, в которых работодатели планируют сокращать фонд оплаты труда», — говорится в обзоре HeadHunter.

«Мы оцениваем, что если где-то будут сокращения заработных плат, то это 3–5%, не более того», — говорит управляющий партнер хедхантинговой компании «Агентство Контакт». При этом есть и позиции, где заработные платы растут, потому что компании стремятся удержать сотрудников, объясняет эксперт.

Розничные планы??

«Мы полагали, что основная волна сокращений, начавшись в конце 2014 года, закончилась в 2015 году. Однако сейчас все больше компаний присматриваются к плану B, а то и С: кризис 2008 года научил составлять несколько альтернативных планов действий для HR-отдела в разных ситуациях», — признается Ольга Ворошилова. Однако она не совсем согласна с данными по розничному сектору: по ее словам, российские сети, имеющие подушку безопасности, не просто не сокращаются, а строят планы по развитию и захвату большей доли рынка.

С ней согласна Марина Тарнопольская: такие компании, как X5 Retail Group (с брендами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), «Магнит» со всеми своими направлениями бизнеса, Leroy Merlin, OBI, «Ашан» продолжают активно развиваться, говорит она.

В автобизнесе уже сократили всех, кого можно было сократить, уверена Тарнопольская. То же касается соцпакетов:? динамики по дальнейшему их урезанию в «Агентстве Контакт» не ожидают. «Если компания стабильная и у нее есть планы развития, я всем советую не покидать эту компанию и стараться строить там карьеру, даже если вам сократили соцпакет или убрали какие-то бонусы, — говорит Тарнопольская. — Возможность расти со временем окупится»

Источник РБК
Фото: «РИА Новости»

Лента настроения
3 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 3 комментария
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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